В статье рассматривается один из способов формирования профессиональной ориентации у младших школьников. Непосредственное участие ребенка в процессе создания новостной информации в определенной степени влияет на сознательный выбор профессии, поскольку уже на начальном этапе помогает правильно определить его предназначение.
Ключевые слова: события дня, средства массовой информации, телевидение, съемочная группа.
В современном мире актуальность новостей трудно переоценить. Известия помогают человеку ориентироваться в различных сферах деятельности, формируют у него собственное мнение о происходящих событиях, помогают принимать правильные решения.
Большую часть информации население нашей страны получает из печатных и электронных средств массовой информации, к которым относятся телевидение, радио, периодические издания и Интернет. А между тем мало кто задумывается о том, как появляются новости, кто участвует в этом процессе и кто является основным источником информации. Мы решили изучить этот вопрос.
Поставив перед собой цель и, определив задачи для ее достижения, обратились к толковому словарю Ожегова, чтобы выяснить, что же включает в себя понятие «новость».
Новость — это нечто новое, недавно полученное известие. [1, с.411]
Создание современных новостей — это большая отрасль, в которой задействованы люди разных профессий: журналисты, операторы, корректоры и др. Роль каждого в этом процессе велика, но основным источником получения и обработки информации является журналист. Именно от него зависит, насколько новость будет интересна зрителю, читателю.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В России первая печатная газета «Ведомости» стала выходить по указу Петра I с января 1703 года. Из нее можно было узнать о том, что происходит в сфере торговли, освещалось открытие новых заводов или фабрик, был представлен обзор военных действий и многое другое.
Указ об издании газеты был подписан в декабре 1702 года. Тогда же вышли пробные номера, но первый из дошедших до нас экземпляров датирован 2 января 1703 года. Тираж составил тысячу экземпляров. Газета выходила один раз в неделю и стоила она 2 копейки.
Более пятидесяти лет назад в 1968 году состоялся первый выход программы «Время», которая сразу же превратилась в главный источник информации для всей страны. Это было связано с нехваткой новостей на отечественном телевидении.
До этого в 1957 году выходили «Последние известия». Затем в начале 60-х годов их сменили «Телевизионные новости».
Сначала программа «Время» выходила только три раза в неделю и без ведущих — работу в студии заменяли прямые включения журналистов с места событий. Затем на протяжении 10 лет передача выходила один раз в день в вечернее время.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Со времен Петра I газетное дело стало только процветать и расширять свои возможности. Ежегодно в России 13 января отмечается День российской печати. Ежедневно в Самаре выходит более пятнадцати печатных изданий.
Большой прорыв в этом направлении наблюдается и на телевидении. Сегодня мы имеем возможность по несколько раз в день смотреть такие новостные передачи, как «Время», «Вести», «Новости», «События», «Известия», «Сегодня», «Новости губернии» и другие.
ПРОБЫ ПЕРА
Чтобы узнать подробности создания новостей мы отправились в одну из самарских школ, где проходила акция «Родительский патруль». Съемочная группа работала как часовой механизм. Каждый четко и грамотно делал свое дело. Водитель — вовремя привез группу на место событий. Оператор — снимал все самое важное, интересное. Журналист записывал интервью. В студии отсмотрели снятый материал, прослушали интервью, выбрали кадры для монтажа. Журналист написал закадровый текст и согласовал его с редактором. Потом он начитал текст, а режиссер проиллюстрировал его видеорядами.
Побывав на съемках, мы определили, что в процессе создания новостей можно выделить три этапа. Первый, который занимает больше всего времени, заключается в максимально подробном сборе информации. Так, например, съемка, которая длилась несколько часов, на экране телевизора занимает несколько минут. Второй — обработка полученных данных, третий — выход сюжета или статьи.
Рис. 1. Этапы создания новостной информации
Опираясь на определенные нами этапы создания новостей и попробовав себя в роли журналиста и редактора, мы подготовили первый выпуск газеты «Вести самарского Умки», в котором определили такие тематические рубрики, как «Литературная страничка» — повествует о том, что в старину месяц январь называли Просинец, «Страна мастеров» — рассказывает об итогах конкурса поделок «Новогоднее настроение» и конкурса рисунков «Мультфильм — путешествие в мир добра», «Культура» — продемонстрирует музей «Русская изба». Прочитав рубрику «Традиции», можно узнать о том, как прошли Рождественские колядки. Интервью педагога о создании тряпичной куклы опубликовано в рубрике «Комфортная среда». В нашем образовательном учреждении работают различные спортивные секции. Благодаря этому мы можем заниматься шахматами, футболом и другими видами спорта. Обо всем этом и многом другом в рубриках «Спорт», «Развлечения».
Рис. 2. Газета «Вести самарского Умки»
В заключении отметим, что процесс создания новостей не только интересный и трудоемкий, но и ответственный. От того насколько профессионально специалисты подойдут к выполнению своей работы, во многом будет зависеть актуальность информации и заинтересованность ею зрителя и читателя.
Литература:
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., М. АЗЪ, 1996, 928с.