В статье автор пытается выявить портрет современных школьников и рассмотреть отношение учителей к ним.
Ключевые слова: портрет ученика, взгляд учителей, анализ отношения
Изменение нового поколения напрямую зависит от перемен современного мира. Лучше или хуже стала молодежь, сказать очень трудно. По сравнению с прошлым поколением в ней имеется множество как положительных, так и отрицательных качеств, но старшим всегда будет казаться, что раньше дети были другие. И это действительно так, но подстроиться под новые порядки непросто, но молодежь старается.
Адаптация к школьной жизни всегда связана не только с вхождением в новую социальную среду, но и развитию собственного отношения к обществу и происходящим в нем процессам.
Цель работы: изучить портрет современного школьника и сделать анализ отношения учителей к новому поколению.
Задачи:
1.Рассмотреть портрет современного школьника
2.Изучить отношение учителей к современному поколению
Портрет современного школьника
Психологический портрет личности — это комплексная психологическая характеристика человека, она содержит в себе описание внутреннего психологического мира. По исследованиям отечественных психологов, современный ученик — социально инфантильный, т. е. возлагает ответственность за принятие решения на плечи другого человека. Он — нигилист, который игнорирует любые запреты, а также пассивный потребитель информации.
Но современный подросток ставит цели, ищет, анализирует, и применяет информацию для решения проблем, понимает других людей, а также объясняет свои собственные идеи и целостно воспринимает окружающий мир.
Отношение педагогов к современным школьникам.
В школьном возрасте главную роль играет общение со сверстниками, и преобладающими видами деятельности являются: учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая и трудовая.
В подростковый период ребенок получает социальный опыт и демонстрирует себя в качестве личности. У школьника появляется желание становиться полезным для социума. Его активность обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.
Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях выявил, что у подростка происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество».
Также Давид Иосифович выделяет три стадии подросткового периода:
- «Локально-капризную» — необходимость в признании взрослых
- «Право-значимую» — нуждаемость в социальном признании
- «Утверждающе-действенную» — готовность показать себя
В эти периоды подросток старается действовать соответственно личным гуморальным качествам, и как субъект учебной деятельности подросток склонен к выявлению индивидуальности, что усиливает познавательную мотивацию.
Основными составляющими этого периода являются: дружба и доверительные отношения.
По проведенному автором опросу среди педагогов можно выявить отличия современного школьника от ученика прошлых лет:
- Ученик нового поколения проводит большую часть своего времени в смартфоне или иных гаджетах.
- Подростки, по мнению учителей, стали более рассеянными.
- У современных детей нет мотивации к учебе.
- У большинства учеников нет духовно-нравственных ценностей.
По мнению учителей, многие элементы нового поколения сильно ухудшились, как уже обсуждалось, подростки и правда, изменились, но если замечать не только плохое в новом характере и поведении детей, то можно увидеть множество положительных и нужных в данный период времени качеств. Жизнь не стоит на месте. Все меняется, соответственно, меняемся и мы. Нам приходится подстраиваться под изменения и новшества в нашей жизни. Современный ученик имеет обширный кругозор, в частности, благодаря сети Интернет, также новое поколение шагает в ногу со временем, благодаря этому, подросток имеет богатые возможности для самопознания, саморазвития и самосовершенствования.
Если сравнивать детей разных поколений, то отличия и в среде воспитания, и во взглядах общества на детство, и в методах воспитания разрабатывались и совершенствовались согласно запросам общества и времени.
Многие также считают, что новое поколение — невоспитанные. Культура поведения и общения со старшими и ровесниками стали настолько низкими, что некоторые люди говорят о нравственной «деградации» подростков, но большинство нынешнего поколения очень доброжелательны и заботливы, как к другим людям, так и к окружающему их миру. В современное время есть множество волонтерских организаций, в которые активно вступают школьники. Они помогают от чистого сердца всем, кто нуждается в этом. В этих организациях участвует большое количество подростков нового поколения.
У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности:
- Появляется желание достижения цели.
- Ориентация на результат — главный внутренний мотив.
- Развивается самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций и личностное самоопределение.
По мнению самих подростков:
— современный ученик должен быть способен к самообразованию,
— должен уметь пользоваться современными технологиями,
— быть воспитанным, серьёзным, всесторонне развитым, начитанным, честным, открытым, доброжелательным.
В ходе проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы:
- Психологический портрет современного ученика — очень интересен, необычен и индивидуален. Новое поколение — люди, способные ориентироваться в бурно меняющемся мире, сохраняя духовно-нравственные качества.
- Учитель и ученик — это самые важные фигуры в школе. Успех в учебном процессе зависит от отношений между ними. По мнению учителей, многие элементы нового поколения сильно ухудшились, но педагогам нужно начать замечать положительные стороны современного поколения, и тогда отношения между педагогами и учащимися станут более дружественными и обе стороны начнут принимать друг друга.
Литература:
- «Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности» — Д. И. Фельдштейн
- «Психология развивающейся личности» — Д. И. Фельдштейн
- «Трудный подросток 2-е изд*» — Д. И. Фельдштейн