Ценностные ориентации современных школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 3066 раз

Библиографическое описание:

Пашинина, В. В. Ценностные ориентации современных школьников / В. В. Пашинина, А. А. Попов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/864/ (дата обращения: 17.12.2024).



Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих учёных (М. Г. Казакина, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения которых решаются многие жизненные вопросы. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в контексте социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, а многие ценности оказываются нарушенными.

В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека [3, с. 72]. Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных.

Макс Вебер рассматривал ценности как установку той или иной исторической эпохи. В рамках реалистического объяснения сознания людей, он подчеркивал социально-историческую природу ценностей. Автор считал, что ценности являются важнейшим элементом общественного сознания в рамках исследования такого феномена, как культура. В ценностях, по его мнению, выражается в концентрированном виде смысл культуры.

Социальные ценности американские авторы соединяют с установками индивидов, обозначая их как индивидуальные эквиваленты социальных ценностей. Посредником между ценностями и установками объявляется социальное действие. Учитывая данное обстоятельство, У. Томас и Ф. Знанецкий считали, что к социальным явлениям применимы исследовательские подходы, как установок, так и ценностей. По мнению авторов, характерным предметом социологических исследований являются определенные, особого рода социальные ценности, а именно:

1) общественно устанавливаемые и соблюдаемые правила поведения (социальные нормы);

2) социальные действия,

3) индивиды и группы как объекты, на которые направляются действия других индивидов и групп [1, c. 210].

Ценностные ориентации образуют своего рода внутренний стержень культуры человека, определяя тем самым линию его поведения. Ценностные ориентиры, по мнению И. В. Архиповой, выступают как часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою жизнь в обществе, то есть они являются детерминантой способов и уровней социализации [2, с. 183].

В нашем исследовании под ценностными ориентациями современных школьников понимается оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой существования определенных систем ценностей.

Опытно-экспериментальная работа по определению ценностных ориентаций современных школьников происходило в три этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 9–11-х классов. В анкетировании приняли участие 30 человек (10 обучающихся 9-ых классов, 10 обучающихся 10-ых классов, 10 обучающихся 10-ых классов).

На первом этапе (ноябрь, 2016 г.) мы проводили методику М. Рокича с целью распределения испытуемыми предложенных ценностей по их значимости в жизни.

Анализ иерархии ценностей и их группировки (методика М. Рокича) представлен в таблице 1.

Таблица 1

Предпочитаемые ценности уиспытуемых различных классов (в количестве человек, выбравших данный вид вданном классе)

Инструментальные ценности

1,2,3-е ранговые места

Виды ценностей

9 класс

10 класс

11 класс

Образование

4

7

9

Аккуратность

Воспитанность

3

Активность

Независимость

2

5

Твердая воля

Рационализм

6

Широта взглядов

1

17-е,18-е, поледние ранговые места

Исполнительность

1

Высокие запросы

6

6

Широта взглядов

5

Эффективность в делах

Честность

2

Терминальные ценности

1,2,3-е ранговые места

Любовь

7

Свобода

10

Материальное обеспечение

Здоровье

5

6

6

Наличие хороших и верных друзей

Интересная работа

Познание

2

1

5

17-е,18-е, поледние ранговые места

Творчество

Счастье других

5

Активная деятельная жизнь

Красота природы, переживания прекрасного в работе

10

4

7

При анализе полученных данных необходимо остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить абсолютно принимаемую терминальную ценность — здоровье, её выбрали в первых ранговых местах все учащиеся (57 % от общего числа). Данная ценность абсолютна для всех учащихся.

Из ценностей-средств наиболее выбираемая ценность «образование» — её выбрали все классы в первых ранговых местах (67 %).

В отвергаемые ценности-цели попали «Красота природы, переживания Прекрасного в работе», её выбрали от 70 % учащихся, а также «Счастье других» — её поставили на последние ранговые места учащиеся 10-х классов (17 %). Возможно, это обусловлено особенностью информации, предлагаемой СМИ, и отсутствием целенаправленной воспитательной работы с данной группой старшеклассников. К ценностям-средствам, определённым респондентами как малозначимые, относятся «Высокие запросы» (40 %) и «Широта взглядов» (17 %).

На следующем этапе исследования проводилась методика смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьева). Результаты наглядно представлены на Рисунке 1.

Рис. 1. Результаты теста СЖО (Д. А. Леонтьев)

По субтесту «Цели в жизни» средний показатель в выборке учащихся составил 44,9 балла. Эти показатели выше нормативных, т. е. мы можем сделать вывод о том, что в целом для испытуемых характерно наличие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

По субтесту «Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» среднегрупповой показатель в выборке учеников составил 25,5. Средний показатель находится ниже нормативного. Это дает основание сделать вывод о том, что для испытуемых характерна неудовлетворённость своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

По субтесту «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» среднегрупповой показатель в выборке учеников составил 20,9 балла, что практически соответствует нормативным показателям по данному субтесту. Это свидетельствует о том, что в целом для испытуемых характерно оценивание прожитого отрезка жизни, как результативного и осмысленного.

По субтесту «Локус контроля — Я или Я — хозяин жизни» среднегрупповой показатель в выборке обучающихся составил 15,9 балла, что ниже нормативных показателей по данному субтесту. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что не для всех испытуемых характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

По субтесту «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни» средний показатель в выборке учеников составил 24,3 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в целом для испытуемых характерно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

По шкале «Общая осмысленность жизни» среднегрупповой показатель в выборке студентов составил 90,6 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту.

Анализ данных методики СЖО позволяет сделать следующие выводы: для учащихся 9-х-11-х классов характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, но есть некоторая неудовлетворённость своей жизнью в настоящем; характерна мировоззренческая установка на возможность быть хозяином собственной жизни, вера в свои силы и возможности, при этом наблюдается адекватная оценка собственных возможностей.

На заключительном этапе нами был проведен тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев). Результаты представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Результаты теста (ОСО) (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

Полученные накопленные частоты в каждой из представленных шкал позволяют сделать следующий вывод: глобальное самоотношение — внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя наиболее выражено в 10-м классе, данным учащимся свойственно общее позитивное отношение к себе. В 9-м и 11-м классе выражена шкала самоуважения, она касается «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Аутосимпатия, ярко выраженная в 9-м и 11-м классе отражает дружественность-враждебность к собственному «Я». В неё вошли пункты, касающиеся «самопринятия» и «самообвинения», последняя шкала не выражается на высоком уровне у всех учеников, что говорит о том, что они преувеличивают значимость своих поступков. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе — видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). Высокий уровень самоинтереса у учащихся отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Для учащихся 9-го класса и половины учащихся 10-го класса характерно ожидание негативного отношения со стороны окружающих, что может быть связано со стереотипами по отношению к данной возрастной группе, а именно недооценке роли молодых людей в современном обществе.

Интерпретация результатов по всем показателям позволяет сделать следующий вывод: 9 класс с общим количеством в 54 балла относится к среднестатистической норме (учащиеся адекватно воспринимают и правильно оценивают своё поведение); 10 класс — на границе среднестатистической нормой и завышенным уровнем самооценки, 11 класс — завышенный уровень самооценки.

Таким образом, у современных школьников преобладает высокий уровень глобального самоотношения, то есть общее чувство «за свое Я» преобладает по сравнению с чувством «против своего Я». При этом высокий уровень эмоционального принятия своего Я (аутосимпатия) представлен среди старшеклассников более широко, чем отношение к себе на основе социально-нормативных критериев (самоуважение). Также следует отметить, что существует взаимосвязь между самоотношением и содержанием ценностных представлений старшеклассников. Самоотношение связано, прежде всего, с ценностями, ориентирующими на социальные достижения. Уровень глобального самоотношения и его составляющих — самоуважения и аутосимпатии, связан со значимостью для старшеклассников определенных ценностей.

Литература:

  1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
  2. Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И. В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы. 2010. — № 5. — С. 183–188.
  3. Тырнова О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи / О. А. Тырнова // Педагогика и психология образования. 2010. — № 3. — С. 71–75.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, класс, жизнь, показатель, высокий уровень, глобальное самоотношение, выборка учеников, субтест, учащийся, временная перспектива.


Задать вопрос