В статье авторы раскрывают результаты исследования образа педагога в представлениях современных подростков. Анализируя результаты, подчёркивают гендерные различия в восприятии идеального и реального учителя. Мальчики и девочки воспринимают педагога по-разному.
Ключевые слова: образ реального учителя, образ идеального учителя, школьники, подростки.
Актуальность данной темы связана с тем, что позитивное восприятие школьниками учителя является одним из основных мотивов успешной учебной деятельности.
Психологи утверждают:
– учебный предмет любимый, потому что нравится учитель;
– из двух способов воздействия на школьника — «убеждать» и «нравиться» — наиболее эффективен второй.
Цель исследования: выявить гендерные различия в восприятии образа учителя у школьников подросткового возраста.
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» города Ангарска. Выборку исследования составили учащиеся 7- х классов в возрасте от 13 до 14 лет в количестве 30 человек. Из 30 человек: 13 — мальчики, 17 — девочки.
Основной метод исследования — анкетирование с вариантами ответов. Школьникам задавали 2 вопроса: 1) Какой учитель учит тебя сейчас? Выбери основные качества. 2) Каким должен быть идеальный учитель? Выбери нужное.
Результаты исследования представлений мальчиков подросткового возраста о реальном учителе, то есть учителе, который «учит здесь и сейчас» в таблице 1.
Таблица 1
Процентное соотношение ответов учащихся-мальчиков «Реальный учитель»
Ответы учащихся |
Соотношение в процентах |
Добрый |
69,2 % |
Строгий |
53,8 % |
Злой |
38,9 % |
Понятно объясняет |
38,9 % |
Скучный |
30,8 % |
Вежливый |
30,8 % |
Понимающий |
30,8 % |
Требовательный |
23,1 % |
Весёлый |
23,1 % |
«На одной волне с учениками» |
23,1 % |
Дружелюбный |
23,1 % |
Воспитанный |
19,4 % |
Скромный |
7,7 % |
Красивый |
7,7 % |
Как видно из таблицы 1, оценивая образ «реального учителя», мальчики, в большинстве своём, не оценивают его негативно. Учитель в их представлениях может быть, как строгим, так и добрым. Ему, правда, не хватает дружелюбия, воспитанности, скоромности и красоты.
Результаты исследования представлений девочек подросткового возраста о реальном учителе, в таблице 2.
Таблица 2
Процентное соотношение ответов учащихся-девочек «Реальный учитель»
Ответы учащихся |
Соотношение в процентах |
Требовательный |
70,6 % |
Строгий |
52,9 % |
Добрый |
52,9 % |
Понятно объясняет |
47,1 % |
Любящий своё дело |
47,1 % |
Дружелюбный |
29,4 % |
«На одной волне с учениками» |
23,9 % |
Весёлый |
23,9 % |
Вежливый |
17,6 % |
Злой |
17,6 % |
Скромный |
5,9 % |
Красивый |
5,9 % |
Не любит работать с детьми |
5,9 % |
Задаёт много домашнего задания |
5,9 % |
У девочек, в отличии от мальчиков, на первый план выходят такие качества, как требовательность, строгость, доброта. Почти половина испытуемых девочек (47,1 %) считают, что учитель, который учит их сейчас, понятно объясняет и любит своё дело. Также как и мальчики, девочки-подростки считают, что педагогам не хватает скромности и красоты, отмечая при этом, что есть и такие, которые не любят детей и задают много домашнего задания.
Результаты исследования представлений мальчиков об идеальном учителе представлены в таблице 3.
Таблица 3
Процентное соотношение ответов учащихся-мальчиков «Идеальный учитель»
Ответы учащихся |
Соотношение в процентах |
Добрый |
92,3 % |
Весёлый |
61,5 % |
Понимающий |
53,8 % |
Вежливый |
53,8 % |
Дружелюбный |
46,2 % |
Любящий своё дело |
46,2 % |
Понятно объясняет |
46,2 % |
На одной волне с учениками |
30,8 % |
Красивый |
23,1 % |
Воспитанный |
23,1 % |
Требовательный |
15,4 % |
Строгий |
15,4 % |
Скромный |
7,7 % |
Как видно из таблицы 3, идеальный учитель должен быть добрым, весёлым, вежливым и понимающим. Он не должен быть строгим, требовательным
Результаты исследования представлений девочек об идеальном учителе представлены в таблице 4.
Если для мальчиков важны, прежде всего, общечеловеческие качества, то для девочек важны и профессиональные качества учителя тоже. Так, на первый план у девочек выходит умение учителя понятно и грамотно объяснить материал. Учитель должен быть не просто весёлым, а быть на одной волне с учениками, быть понимающим и увлечённым своей работой.
Таблица 4
Процентное соотношение ответов учащихся-девочек «Идеальный учитель»
Ответы учащихся |
Соотношение в процентах |
Понятно объясняет |
82,4 % |
Понимающий |
82,4 % |
Любящий своё дело |
70,6 % |
На одной волне со своими учениками |
70,6 % |
Добрый |
58,8 % |
Вежливый |
52,9 % |
Дружелюбный |
47,1 % |
Требовательный |
47,1 % |
Строгий |
41,2 % |
Воспитанный |
41,2 % |
Весёлый |
41,2 % |
Красивый |
11,8 % |
Скромный |
5,9 % |
Исследование образа учителя в представлениях подростков — это актуально. Знание отношение ребенка к учителю, его видение учителя, позволяет взрослому человеку (родителю, педагогу, педагогу-психологу, классному руководителю) выстроить систему работы по коррекции представлений детей, смягчению их взглядов.
Литература:
- Мейдер В. А. Идеальный учитель: какой он? // Artium Magister, 2008.
- Мейдер В. А. Личность педагога в образовательном пространстве // Здравый смысл. — 2007. — № 3 (44).