Образ идеального и реального учителя в представлениях подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Воробьёва, У. Ю. Образ идеального и реального учителя в представлениях подростков / У. Ю. Воробьёва, А. А. Иванов, А. В. Маркер. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4354/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье авторы раскрывают результаты исследования образа педагога в представлениях современных подростков. Анализируя результаты, подчёркивают гендерные различия в восприятии идеального и реального учителя. Мальчики и девочки воспринимают педагога по-разному.

Ключевые слова: образ реального учителя, образ идеального учителя, школьники, подростки.

Актуальность данной темы связана с тем, что позитивное восприятие школьниками учителя является одним из основных мотивов успешной учебной деятельности.

Психологи утверждают:

учебный предмет любимый, потому что нравится учитель;

из двух способов воздействия на школьника — «убеждать» и «нравиться» — наиболее эффективен второй.

Цель исследования: выявить гендерные различия в восприятии образа учителя у школьников подросткового возраста.

Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» города Ангарска. Выборку исследования составили учащиеся 7- х классов в возрасте от 13 до 14 лет в количестве 30 человек. Из 30 человек: 13 — мальчики, 17 — девочки.

Основной метод исследования — анкетирование с вариантами ответов. Школьникам задавали 2 вопроса: 1) Какой учитель учит тебя сейчас? Выбери основные качества. 2) Каким должен быть идеальный учитель? Выбери нужное.

Результаты исследования представлений мальчиков подросткового возраста о реальном учителе, то есть учителе, который «учит здесь и сейчас» в таблице 1.

Таблица 1

Процентное соотношение ответов учащихся-мальчиков «Реальный учитель»

Ответы учащихся

Соотношение в процентах

Добрый

69,2 %

Строгий

53,8 %

Злой

38,9 %

Понятно объясняет

38,9 %

Скучный

30,8 %

Вежливый

30,8 %

Понимающий

30,8 %

Требовательный

23,1 %

Весёлый

23,1 %

«На одной волне с учениками»

23,1 %

Дружелюбный

23,1 %

Воспитанный

19,4 %

Скромный

7,7 %

Красивый

7,7 %

Как видно из таблицы 1, оценивая образ «реального учителя», мальчики, в большинстве своём, не оценивают его негативно. Учитель в их представлениях может быть, как строгим, так и добрым. Ему, правда, не хватает дружелюбия, воспитанности, скоромности и красоты.

Результаты исследования представлений девочек подросткового возраста о реальном учителе, в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение ответов учащихся-девочек «Реальный учитель»

Ответы учащихся

Соотношение в процентах

Требовательный

70,6 %

Строгий

52,9 %

Добрый

52,9 %

Понятно объясняет

47,1 %

Любящий своё дело

47,1 %

Дружелюбный

29,4 %

«На одной волне с учениками»

23,9 %

Весёлый

23,9 %

Вежливый

17,6 %

Злой

17,6 %

Скромный

5,9 %

Красивый

5,9 %

Не любит работать с детьми

5,9 %

Задаёт много домашнего задания

5,9 %

У девочек, в отличии от мальчиков, на первый план выходят такие качества, как требовательность, строгость, доброта. Почти половина испытуемых девочек (47,1 %) считают, что учитель, который учит их сейчас, понятно объясняет и любит своё дело. Также как и мальчики, девочки-подростки считают, что педагогам не хватает скромности и красоты, отмечая при этом, что есть и такие, которые не любят детей и задают много домашнего задания.

Результаты исследования представлений мальчиков об идеальном учителе представлены в таблице 3.

Таблица 3

Процентное соотношение ответов учащихся-мальчиков «Идеальный учитель»

Ответы учащихся

Соотношение в процентах

Добрый

92,3 %

Весёлый

61,5 %

Понимающий

53,8 %

Вежливый

53,8 %

Дружелюбный

46,2 %

Любящий своё дело

46,2 %

Понятно объясняет

46,2 %

На одной волне с учениками

30,8 %

Красивый

23,1 %

Воспитанный

23,1 %

Требовательный

15,4 %

Строгий

15,4 %

Скромный

7,7 %

Как видно из таблицы 3, идеальный учитель должен быть добрым, весёлым, вежливым и понимающим. Он не должен быть строгим, требовательным

Результаты исследования представлений девочек об идеальном учителе представлены в таблице 4.

Если для мальчиков важны, прежде всего, общечеловеческие качества, то для девочек важны и профессиональные качества учителя тоже. Так, на первый план у девочек выходит умение учителя понятно и грамотно объяснить материал. Учитель должен быть не просто весёлым, а быть на одной волне с учениками, быть понимающим и увлечённым своей работой.

Таблица 4

Процентное соотношение ответов учащихся-девочек «Идеальный учитель»

Ответы учащихся

Соотношение в процентах

Понятно объясняет

82,4 %

Понимающий

82,4 %

Любящий своё дело

70,6 %

На одной волне со своими учениками

70,6 %

Добрый

58,8 %

Вежливый

52,9 %

Дружелюбный

47,1 %

Требовательный

47,1 %

Строгий

41,2 %

Воспитанный

41,2 %

Весёлый

41,2 %

Красивый

11,8 %

Скромный

5,9 %

Исследование образа учителя в представлениях подростков — это актуально. Знание отношение ребенка к учителю, его видение учителя, позволяет взрослому человеку (родителю, педагогу, педагогу-психологу, классному руководителю) выстроить систему работы по коррекции представлений детей, смягчению их взглядов.

Литература:

  1. Мейдер В. А. Идеальный учитель: какой он? // Artium Magister, 2008.
  2. Мейдер В. А. Личность педагога в образовательном пространстве // Здравый смысл. — 2007. — № 3 (44).


Ключевые слова

школьники, подростки, образ реального учителя, образ идеального учителя

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Портрет современного школьника глазами педагогов

В статье автор пытается выявить портрет современных школьников и рассмотреть отношение учителей к ним.

Каким должен быть современный учитель?

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования.

Представление студентов медицинского вуза о реальном и идеальном преподавателе

В статье описаны результаты эмпирического исследования представлений студентов о реальном и идеальном преподавателе с помощью направленного ассоциативного эксперимента, ассоциирования преподавателя с животным, растением, цветом и эмоцией.

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Портрет современного школьника глазами педагогов

В статье автор пытается выявить портрет современных школьников и рассмотреть отношение учителей к ним.

Каким должен быть современный учитель?

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования.

Представление студентов медицинского вуза о реальном и идеальном преподавателе

В статье описаны результаты эмпирического исследования представлений студентов о реальном и идеальном преподавателе с помощью направленного ассоциативного эксперимента, ассоциирования преподавателя с животным, растением, цветом и эмоцией.

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Задать вопрос