Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности организации и реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 1006 раз

Библиографическое описание:

Коротков, А. Ю. Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности организации и реализации / А. Ю. Коротков, Е. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28640/ (дата обращения: 17.12.2024).



Образовательная система СВУ предполагает круглосуточное пребывание обучающихся в его стенах (часто такую систему называют интернатной), соответственно, предполагается и заполнение внеучебного времени суворовцев деятельностью развивающего, воспитательного и социализирующего характера.

Если мы обратимся к распорядку дня старших курсов (обучающихся по стандартам предыдущего поколения), то увидим, что в нем предусмотрено время для внеклассных мероприятий, которые проводятся по отдельному расписанию.

Данное время заполнено мероприятиями «воспитательной работы», присутствует на всех курсах и предполагает реализацию воспитания по соответствующим направлениям. Отдельно выделены блоки «спортивно-массовая работа» и «трудовое воспитание». В рамках этого времени реализуются соответствующие виды деятельности.

Следовательно, по своей сущности, внеурочная деятельность (в том числе и социальной направленности) для суворовского училища не является чем-либо инородным (в отличие от школ, где введение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения, помимо прочего, требует полного перестроения режима функционирования).

Что же нового для нас несет ФГОС второго поколения в контексте внеурочной деятельности?

Ответ на этот вопрос мы можем дать лишь частично и только сейчас, когда появился первый опыт реализации внеурочной деятельности в СВУ по ФГОС второго поколения.

Согласно стандарту второго поколения, внеурочная деятельность — это одна из форм организации внеучебного времени, направленная на развитие личности обучающихся. Она предполагает четкое планирование педагогами училища, достижение конкретных результатов освоения основной общеобразовательной программы, т. е., по сути, становится ее частью.

В качестве одного из обязательных (наряду со спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным)обозначено социальное направление внеурочной деятельности.

Особенность внеурочной деятельности социальной направленности в СВУ состоит в том, рекомендуемые для социального направления виды деятельности уже являются неотъемлемой составляющей его образовательного процесса.

Например, предлагаемый методическими пособиями в качестве одной из основ общественно-полезный труд есть неотъемлемая часть воспитательного процесса СВУ, это его традиционная составляющая (ПХД, самообслуживание, уборка городских некрополей и т. п.). Военно-патриотическая и связанная с ней спортивная основа — лейтмотив всей образовательной системы СВУ.

Именно поэтому в качестве фундамента социального направления мы выделяем социализацию обучающихся (здесь свои условия диктуют особенности учебного заведения интернатного типа).

Нам близко понимание сущности процесса социализации как диалектического единства процессов адаптации (как вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам) и самореализации личностью своих потенций и творческих способностей (как преодоление негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению) [2, с. 140].

Поскольку суворовцы — будущие защитники Отечества, граждане, принимающие судьбу России как свою собственную, для нас важно формировать у них хорошие адаптационные навыки и качества, а также навыки и качества, позволяющие преодолевать негативное влияние среды, вести эффективную преобразующую деятельность в условиях меняющегося социума, реализовывать свои творческие способности и т. п.

Таким образом, мы определяем цель деятельности в рамках социального направления в УГСВУ как создание условий для перехода обучающегося в позицию адаптивного и активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе базовых ценностей, вырабатывать их собственное понимание, разрабатывать и реализовывать проекты преобразования общества [3].

При детальном рассмотрении видно, что социальное направление присутствовало в деятельности воспитателей, педагогов-организаторов и педагогов-психологов и ранее (в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, воинском воспитании и военно-профессиональной ориентации и т. д.). Воспитательная деятельность этих специалистов неотъемлемо предполагала социализацию обучающихся, но она не была четко скоординированной для всех специалистов. Деятельность педагогов-организаторов и педагогов-психологов с суворовскими коллективами планировалась по остаточному принципу «в свободное от всего время». Таким образом, если ранее время выделялось на воспитательную работу вообще, теперь — под реализацию конкретных программ, в том числе социальной направленности.

Внеурочная деятельность социальной направленности является приоритетной для воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов. Это обусловлено должностными обязанностями данных категорий педагогов. Хотя в плановом процессе развития, воспитания и социализации обучающихся участвуют теперь не только они. На совершенно законных основания привлекаются преподаватели-предметники, педагоги дополнительного образования (например, общекультурное, спортивно-оздоровительное направления). Все эти категории педагогов работают, по сути, на результат, который заложен в программе основного общего образования.

Старший воспитатель, воспитатели учебных взводов, педагог-организатор и педагог-психолог роты — это педагоги одного подразделения, они имеют возможность (в отличие от школ) и должны ставить единую, генеральную цель воспитания и социализации для всего курса. Под эту цель они разрабатывают целевые аспекты своих рабочих программ, а также координируют деятельность в зависимости от особенностей суворовского коллектива роты, взвода и индивидуальных особенностей детей.

Организационно наиболее тесно в рамках внеурочной деятельности СВУ с социальным направлением связаны духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное (хотя, как упоминалось ранее, все направления внеурочной деятельности работают на развитие, воспитание и социализацию). Именно эти направления являются преимущественными в деятельности педагогов курса.

При этомпедагог-организатор разрабатывает свою рабочую программу, педагог-психолог — свою, воспитатели реализуют программу воспитания и социализации, плюс в рамках спортивно-массовой работы они реализуют мероприятия программы спортивно-оздоровительного направления. У педагогов появляется возможность заранее согласовать соотношение мероприятий по направленностям между педагогами роты, а также удельный вес мероприятий той или иной направленности.

Еще одной специфической особенностью организации внеурочной деятельности социальной направленности в УГСВУ является ее обязательность. Если в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений у обучающихся есть возможность выбора кружков, клубов и т. д., то посещение внеурочных мероприятий социальной, спортивно-оздоровительной и духовно-нравственной направленности обязательно для всех суворовцев. Здесь сказывается традиционность и военная направленность образовательного процесса в СВУ.

Реализация внеурочной деятельности на этапе основного общего образования (в том числе социальной) предполагает ее преемственность у начального общего образования. В училище обеспечить эту преемственность не представляется возможным, поскольку суворовцы поступают в УГСВУ по окончании начальной школы из самых разных регионов России. Учитывая данную особенность, программы социальной направленности для пятого класса ориентированы на скорейшую адаптацию обучающихся к условиям УГСВУ.

А затем, когда в течение первого года обучения педагоги курса в достаточной степени изучат личностные особенности данных обучающихся, возможно построение преемственного курса программ внеурочной деятельности только на последующие годы обучения.

В рамках внеурочной деятельности по социализации обучающихся планируются следующие результаты:

Результаты первого уровня:

− приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Результаты второго уровня:

− получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты третьего уровня:

− получение опыта самостоятельного общественного действиях [1].

Эти результаты заложены в программе воспитания и социализации, отражены в рабочих программах социальной направленности и реализуются в ходе различных мероприятий. Однако при разработке программ, выборе форм и средств достижения поставленных целей возникают определенные вопросы. Регламентированность образовательного процесса СВУ, особая организация жизнедеятельности обучающихся в ощутимой степени усложняют реализацию форм и видов внеурочной деятельности, необходимых для достижения результатов третьего уровня, поскольку предполагают достаточно широкий круг внешних социальных связей и свободное взаимодействие обучающихся с открытым социумом.

Таким образом, несмотря на то, что воспитание всегда являлось неотъемлемой частью образовательного процесса СВУ, реализовывалось в специально отведенное для этого время и имело определенную направленность, сейчас, в условиях внедрения ФГОС второго поколения, оно трансформируется и приобретает новые черты. Нормативно закрепленный акцент на активную социализацию обучающихся требует поиска новых форм и методов реализации теперь уже всей внеурочной деятельности. Кадровые и временные ресурсы, заложенные в системе построения образовательного процесса СВУ, позволяют решать поставленные перед педагогическим коллективом задачи. Однако современные тенденции требуют от педагогического коллектива СВУ избавления от стереотипов при сохранении традиций, творческого поиска и постоянного повышения профессионального уровня.

Литература:

  1. Скворцова О. В. Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации ФГОС ООО // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/08/24/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 1.04.2016).
  2. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
  3. Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности младших школьников» // Инфоурок. URL: http://infourok.ru/-37876.html (дата обращения: 30.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, социальная направленность, социальное направление, образовательный процесс, социализация обучающихся, негативное влияние среды, образовательная система, основное общее образование, социальная реальность, спортивно-оздоровительное направление.


Похожие статьи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

О ходе реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Образовательные потребности школьников и родителей г. Читы: социологический анализ

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Похожие статьи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

О ходе реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Образовательные потребности школьников и родителей г. Читы: социологический анализ

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Задать вопрос