Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности
Автор: Худотеплова Елена Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 11004 раза
Библиографическое описание:
Худотеплова, Е. Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности / Е. Н. Худотеплова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2335/ (дата обращения: 22.12.2024).
Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современная культура и современное образование – это составляющие общего успеха. Конечным итогом этих действий должно стать качественное изменение как уровня жизни граждан нашей страны, так и нас самих.
Поэтому сегодня мы говорим, что задачи модернизации не решить без внимания к тому, как обстоит дело с творческим потенциалом России, с воспитанием успешного молодого поколения. Это заставляет задуматься о том, как у нас построено образование, каковы ценностные установки и в каком направлении нужно развиваться.
Однако ситуация последних лет показала, что недостаточное финансирование и несоответствие сложившейся структуры образовательных программ требованиям инновационного развития, привели к явному несоответствию российского образования современным потребностям общества и экономики страны в целом.
Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.
Эту мысль подтверждает один из разделов Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, посвященный образованию, где подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России.
С целью обновления системы образования и создания условий для развития и формирования успешных школьников, были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).
Стандарты (ФГОС) – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.
Стандарты должны обеспечивать:
единство образовательного пространства;
преемственность основных образовательных программ.
Стандарты должны включать 3 вида требований:
требования к структуре основных образовательных программ;
требования к условиям реализации;
требования к результатам освоения.
Предназначение стандарта – нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными знаниями, навыками общечеловеческими ценностными установками.
Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основной образовательной проограммы сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив, запросов личности, семьи, общества и государства. Стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты.
Стандарт который сейчас предлагается, пытается поставить ребенка в центр образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. К каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход. Если говорить о школе нового типа. Это школа, которая обеспечивает развитие ученика как в учебной так и во внеурочной деятельности.
Школа будущего – это, прежде всего, школа развития личности человека, ребенка, а не школа дрессуры, зубрежки. Школа будущего – это школа, где главное, что делает ребенок, – учится учиться.
Новая школа – это школа, в которой учат искусству жизни с непохожими детьми. Это школа толерантности. Новая школа – это школа, в которой учителя и вообще народ школьный умеют общаться, а не боятся общения. Школа, которая, даст каждому ребенку возможность стать таким, каким он хочет, к чему у него есть способности. Как только подросток испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт попробовать перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает подростку чувство уверенности и чувство «нужности», так необходимое в подростковом возрасте. Так же любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.
Очень важно отметить, что стандарты объединили учебную и внеурочную деятельности.
Образовательные стандарты нового поколения включают в себя совокупность требований:
к структуре программы где ядром является интеграция учебной и внеурочной деятельности;
к результатам, в первую очередь личностным, затем предметным и метапредметным;
к условиям предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса, важности ее высокого кадрового, финансового, материально-техническоого, информационного, учебно-методического обеспечения.
Возможности материально-технической базы учреждений должны отвечать новым требованиям времени, способствуя тем самым повышению спроса основных потребителей образовательных услуг. Каждое ОУ должно стать центром образования и занятия творчеством: необходимо изменить облик зданий с учетом современных дизайнерских решений, требования к питанию, медицинскому обслуживанию и к безопасности.
Помимо перечисленных выше требований значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и ОУ, способном оперативно дать конкретный образовательный результат. Приоритетными принципами такого партнерства являются:
1.Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.
2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.
3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.
4.Единство обучения, воспитания, развития.
5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
В этой связи дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях.
Пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят заниматься внеурочной деятельностью, необходимо создавать условия, что бы дети захотели заниматься внеурочной деятельностью и делать это в системе. Воспитанники ОУ должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учиться выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.
При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей в рамках Стандарта носят рекомендательный характер и предполагают несколько вариантов: от простого набора кружков, секций, клубов – до выстраивания системы, с учётом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие всех субъектов процесса.
Выстроенная система внеурочной деятельности помогает получить результаты воспитания.
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Получение хорошего результата воспитательной деятельности у каждого подростка, возможно при условии учета индивидуальных способностей и склонностей подростка, создание ситуации успеха и подбора форм внеурочной деятельности для каждого.
Методический конструктор внеурочной деятельности
Вид внеурочной деятельности |
Приобретение школьником социальных знаний |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельного общественного действия |
|
Ролевая игра |
|
Социально моделирующая игра |
2. Познавательная |
|
|
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб |
3. Проблемно-ценностное общение |
|
|
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) |
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки |
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы |
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.) |
|
|
|
|
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность |
Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми |
|
|
7 Трудовая (производственная) деятельность |
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел |
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого |
Детско-взрослое образовательное производство (детская биржа труда «Подросток», летние трудовые бригады, летние лагеря труда и отдыха) |
8. Спортивно-оздоровительная деятельность |
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах |
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции |
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме |
9. Туристско-краеведческая деятельность |
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок |
Туристский поход, краеведческий клуб |
|
Литература:
Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н.,«Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников», Центр теории воспитания, Института теории и истории педагогики РАО.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, – 2009, 24 c.
«Фундаментальное ядро содержания общего образования», проект / под ред. Кондакова А.М., Козлова В.В – М.: Просвещение, 2008, 41 с.