Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Худотеплова, Е. Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности / Е. Н. Худотеплова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2335/ (дата обращения: 21.11.2024).

Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современная культура и современное образование – это составляющие общего успеха. Конечным итогом этих действий должно стать качественное изменение как уровня жизни граждан нашей страны, так и нас самих.

Поэтому сегодня мы говорим, что задачи модернизации не решить без внимания к тому, как обстоит дело с творческим потенциалом России, с воспитанием успешного молодого поколения. Это заставляет задуматься о том, как у нас построено образование, каковы ценностные установки и в каком направлении нужно развиваться.

Однако ситуация последних лет показала, что недостаточное финансирование и несоответствие сложившейся структуры образовательных программ требованиям инновационного развития, привели к явному несоответствию российского образования современным потребностям общества и экономики страны в целом.

Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.

Эту мысль подтверждает один из разделов Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, посвященный образованию, где подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России.

С целью обновления системы образования и создания условий для развития и формирования успешных школьников, были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Стандарты (ФГОС) – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.

Стандарты должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства;

  2. преемственность основных образовательных программ.

Стандарты должны включать 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ;

  2. требования к условиям реализации;

  3. требования к результатам освоения.

Предназначение стандарта – нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными знаниями, навыками общечеловеческими ценностными установками.

Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основной образовательной проограммы сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив, запросов личности, семьи, общества и государства. Стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты.

Стандарт который сейчас предлагается, пытается поставить ребенка в центр образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. К каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход. Если говорить о школе нового типа. Это школа, которая обеспечивает развитие ученика как в учебной так и во внеурочной деятельности.

Школа будущего – это, прежде всего, школа развития личности человека, ребенка, а не школа дрессуры, зубрежки. Школа будущего – это школа, где главное, что делает ребенок, – учится учиться.

Новая школа – это школа, в которой учат искусству жизни с непохожими детьми. Это школа толерантности. Новая школа – это школа, в которой учителя и вообще народ школьный умеют общаться, а не боятся общения. Школа, которая, даст каждому ребенку возможность стать таким, каким он хочет, к чему у него есть способности. Как только подросток испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт попробовать перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает подростку чувство уверенности и чувство «нужности», так необходимое в подростковом возрасте. Так же любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.

Очень важно отметить, что стандарты объединили учебную и внеурочную деятельности.

Образовательные стандарты нового поколения включают в себя совокупность требований:

  • к структуре программы где ядром является интеграция учебной и внеурочной деятельности;

  • к результатам, в первую очередь личностным, затем предметным и метапредметным;

  • к условиям предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса, важности ее высокого кадрового, финансового, материально-техническоого, информационного, учебно-методического обеспечения.

Возможности материально-технической базы учреждений должны отвечать новым требованиям времени, способствуя тем самым повышению спроса основных потребителей образовательных услуг. Каждое ОУ должно стать центром образования и занятия творчеством: необходимо изменить облик зданий с учетом современных дизайнерских решений, требования к питанию, медицинскому обслуживанию и к безопасности.

Помимо перечисленных выше требований значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и ОУ, способном оперативно дать конкретный образовательный результат. Приоритетными принципами такого партнерства являются:

1.Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.

3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.

4.Единство обучения, воспитания, развития.

5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В этой связи дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняю­щая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях.

Пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят заниматься внеурочной деятельностью, необходимо создавать условия, что бы дети захотели заниматься внеурочной деятельностью и делать это в системе. Воспитанники ОУ должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учиться выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Цель такого взаимодействия создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей в рамках Стандарта носят рекомендательный характер и предполагают несколько вариантов: от простого набора кружков, секций, клубов – до выстраивания системы, с учётом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие всех субъектов процесса.

Выстроенная система внеурочной деятельности помогает получить результаты воспитания.

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Получение хорошего результата воспитательной деятельности у каждого подростка, возможно при условии учета индивидуальных способностей и склонностей подростка, создание ситуации успеха и подбора форм внеурочной деятельности для каждого.


Методический конструктор внеурочной деятельности

Вид внеурочной деятельности

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1. Игровая


Ролевая игра

Ролевая игра


Социально моделирующая игра

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады


Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады


Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа


Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

5. Художественное творчество


Кружки художественного творчества


Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе


Художественные акции школьников в окружающем школу социуме


6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность

Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми

КТД (коллективное творческое дело)


Социально-образовательный проект


7 Трудовая (производственная) деятельность

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого

Детско-взрослое образовательное производство (детская биржа труда «Подросток», летние трудовые бригады, летние лагеря труда и отдыха)

8. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

Туристский поход, краеведческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция

Поисково-краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей



Литература:

  1. Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н.,«Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников», Центр теории воспитания, Института теории и истории педагогики РАО.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, – 2009, 24 c.

  3. «Фундаментальное ядро содержания общего образования», проект / под ред. Кондакова А.М., Козлова В.В – М.: Просвещение, 2008, 41 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, школа, дополнительное образование детей, образовательный процесс, ребенок, социальная реальность, стандарт, ролевая игра, самостоятельное общественное действие, художественное творчество.

Похожие статьи

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Сопровождение детей с разными образовательными потребностями в условиях группы кратковременного пребывания как залог успешного формирования предпосылок к учебной деятельности

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Похожие статьи

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Сопровождение детей с разными образовательными потребностями в условиях группы кратковременного пребывания как залог успешного формирования предпосылок к учебной деятельности

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка