В данной статье рассматривается актуальная проблема: как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, и как внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и образования.
Ключевые слова: компетенция и компетентность , ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные и информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования учащихся.
Нерепродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится приоритетной целью современного российского образования. Вместо этого ученик должен быть способен самостоятельно определять учебные проблемы, формулировать алгоритмы и контролировать процесс их решения, а также оценивать полученные результаты — суть научиться учиться.
Введение понятия компетенции предлагает решение типичной проблемы, с которой сталкиваются наши школы: ученики обладают хорошими знаниями, но испытывают трудности в их применении для решения конкретных задач.
Компетенция и компетентность — что это такое? Компетенция представляет собой знания, опыт и умения в определенной сфере, в которой человек хорошо разбирается. Компетентность, в свою очередь, означает способность решать профессиональные и жизненные задачи в определенной области. Для проявления компетентности необходимо иметь минимальный опыт применения компетенций. Важными компетенциями учащихся являются ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные и информационные компетенции.
Для успешной организации внеурочной деятельности учащихся в школе необходимо умение различать результаты и эффекты этой деятельности. Вопрос о том, как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, возникает перед школой. Однако на помощь приходит новый образовательный стандарт, который вводит внеурочную деятельность. Одной из особенностей этого стандарта является возможность развития коммуникативных компетенций, социально-трудовых компетенций и компетенций личностного самосовершенствования учащихся.
Непосредственным итогом участия школьника в деятельности является результат. Например, пройдя туристический маршрут, школьник перемещается в пространстве, преодолевает сложности пути и получает фактический результат. Однако он также приобретает знание о себе и окружающих, переживает ценность и приобретает опыт самостоятельного действия, что имеет воспитательный результат.
Последствием результата является эффект. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, а также совершенные действия развивают личность и способствуют формированию компетентности и идентичности человека.
Внеурочная деятельность приводит к непосредственному духовно-нравственному развитию ребёнка, что является воспитательным результатом.
Влияние духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка также является воспитательным эффектом внеурочной деятельности.
Результаты внеурочной деятельности учащихся могут быть классифицированы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть разделены на три уровня.
На первом уровне результатов школьники приобретают социальные знания, понимают общественные нормы и устройство общества, а также осознают социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Особое значение для достижения данного уровня результатов приобретает взаимодействие ученика с его учителями. Например, во время обсуждения здорового образа жизни ребенок не только получает информацию от педагога, но и подсознательно сравнивает ее с образом самого педагога. Если педагог сам придерживается здорового образа жизни, информация будет вызывать большее доверие.
Второй уровень результатов заключается в том, чтобы школьник получил опыт переживания и позитивного отношения к основным ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы играет особую роль.
Получение опыта самостоятельного общественного действия является третьим уровнем результатов. Только через самостоятельное общественное действие, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком, а не просто узнает о том, как стать им. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается мужество и готовность к поступку, которые являются неотъемлемыми для существования гражданина и гражданского общества. Для достижения данного уровня результатов очевидно, что особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Проведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет достичь следующих результатов.
Для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с четким представлением о результате необходимо подбирать такие формы, которые гарантируют достижение определенного уровня. Также важно выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого. Для оценки результативности и эффективности внеурочной деятельности необходимо проводить диагностику и оценивать качество программ. Одной из форм представления результатов внеурочной деятельности может быть организация общешкольного мероприятия, где группа обучающихся представляет коллективный результат в форме творческой презентации, отчета, научного исследования, концерта или спектакля.
Для оценки индивидуальных результатов внеурочной деятельности каждого школьника используется портфолио — система оценивания, которая отражает динамику индивидуальных образовательных достижений. После оценки портфолио определяются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели или школе. Также выбираются победители и лауреаты в различных категориях. Результаты и награды за максимальное количество баллов во всех направлениях и отдельных направлениях внеурочной деятельности объявляются и вручаются на общешкольном празднике в конце учебного года.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Для оценки эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. В заключении хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.
Сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика — это важнейшая задача педагогического коллектива. Школа должна стать для ребёнка вторым домом, поэтому важно заинтересовать его занятиями после уроков. Таким образом, внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и образования. Во время внеурочной деятельности следует создавать своеобразную эмоционально наполненную среду, где дети и педагоги будут увлечены.
Литература:
1. ФГОС Примерные программы начального образования. — «Просвещение», Москва, 2011.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. — М.: Просвещение, 2010. — 223с.
3. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. — «Просвещение», Москва. 2010.
4. Кудрявцев Т. В. Развивающее обучение- понятие и содержание //Вестник высшей школы. — 2008. — № 4 — С. 24–32.