Реализация Основной образовательной программы через внеурочную деятельность
Автор: Менская Марина Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 19.11.2014
Статья просмотрена: 1006 раз
Библиографическое описание:
Менская, М. А. Реализация Основной образовательной программы через внеурочную деятельность / М. А. Менская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6667/ (дата обращения: 16.11.2024).
Я.-А. Коменский говорил: «Обучение путём воспитания и воспитание путём обучения».
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте идея единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего образовательного пространства во внеурочное время. Это, по мнению разработчиков стандарта, должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, и в итоге реализовать Основную образовательную программу.
В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Что же такое внеурочная деятельность? В каких формах она реализуется в гимназии, каковы проблемы реализации и перспективы развития внеурочной деятельности. Об этом пойдет речь в моем выступлении.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в гимназии;
- создать условия для занятости младших школьников во внеурочное время;
- улучшить условия для развития ребенка, расширения его кругозора, ознакомления с окружающим миром;
- обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Грамотно организованная внеурочная деятельность способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по пяти основным направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- общекультурное.
Стандарт провозглашает определение форм организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы прерогативой образовательного учреждения.
В гимназии основу внеурочной деятельности обучающихся начальной школы образует сложившийся опыт и традиции внеклассной воспитательной работы, реализация программ дополнительного образования. Мы стремимся вести работу по всем пяти направлениям внеурочной деятельности, используя самые разнообразные формы.
Например, спортивно-оздоровительное направление, одно из самых востребованных родителями, реализуется через:
- организацию поездок и экскурсий, подвижных игр, «Весёлых стартов»;
- работу кружков «Уроки здоровья», «Здоровячок», «Азбука здоровья»;
- участие в фестивале «Мой выбор — здоровье»;
- проведение классных часов и бесед по охране здоровья, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, встреч с медицинскими работниками;
- применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Я бы предложила работу в этом направлении систематизировать, объединить разовые мероприятия («Веселые старты», соревнования, фестиваль) в одно большое яркое событие — День здоровья. Это было бы значимым делом для детей и родителей.
Реализации общекультурного направления способствует:
- работа кружков «Художественное слово», «Народное творчество», «Театр песни», «Валяние», «Хореография», театральной студии, студии бальных танцев;
- организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ;
- проведение тематических классных часов художественно-эстетического содержания.
Большинство кружков представляют творческие отчеты о своей работе, может быть, поэтому они так привлекательны для детей и родителей. Хотелось бы, чтобы и другие показывали себя. Хорошо было бы возобновить традицию презентации кружков, детских объединений публично, чтобы ученики увидели все направления внеурочной деятельности.
Общеинтеллектуальное направление успешно реализуется благодаря работе предметных кружков «Юный математик», «Любители русского языка», «Хочу все знать», курсов «Инфознайка», «Юный информатик»; проектов познавательной направленности «Почемучка», «Хочу все знать», участию в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Какие перспективы можно обозначить в этом направлении? Более широкое участие в очных конференциях научно-исследовательской тематики. Для этого, конечно, необходима кропотливая работа учителя совместно с учеником и родителями.
И, конечно, проблемой является подготовка учащихся начальной школы к олимпиадам: «Умка», математической олимпиаде «Уникум». Ведь на это и должны в какой-то мере работать предметные кружки.
Одно из важных направлений — духовно-нравственное.
Здесь разнообразные формы деятельности:
- классные часы гражданско-патриотического содержания;
- «Уроки мужества»;
- выставки рисунков и творческих работ;
- фестиваль патриотической песни.
Чтобы увидеть эту работу, ее результаты, хорошо было бы в гимназической газете «Мы» сделать «Страничку класса», на которой каждый классный коллектив размещал бы интересную информацию. Например, о встрече с ветераном войны, выдержки из сочинений и т. п.
И, наконец, очень актуальное социальное направление развивается благодаря:
- организации ученического самоуправления и деятельности детского объединения «Подсолнушки»;
- функционированию групп «Учимся читать», занятиям в кружках «Развивай-ка», «Ежели вы вежливы»;
- беседам, направленным на формирование элементарных трудовых навыков;
- разработке проектов к урокам, внеклассным мероприятиям.
Таким образом, мы используем широкий спектр форм внеурочной деятельности для решения задач воспитания и развития ученика. Конечно, в идеале совокупность всех вышеназванных форм должна вылиться в целостную общественную жизнь ребенка в гимназии, интересную, насыщенную, и привести к последовательному достижению им трех уровней воспитательныхрезультатов, которых должен достигнуть выпускник:
I уровень: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.);
II уровень: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
III уровень: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Очевидно, что достичь воспитательных результатов первого и второго уровней учитель может и на уроке. Однако, чтобы достичь результатов третьего уровня и дать возможность воспитанникам реализовать свои знания и отношения в жизни, в действии, в поступке, учителю необходимо использовать именно такие формы внеурочной деятельности, как: реализация проектов, коллективные творческие дела, разного рода экскурсии и т. п.
Отмечая положительные результаты реализации Основной образовательной программы Начального общего образования в плане организации внеурочной деятельности, не могу не акцентировать внимание и на проблемах. Одним из условий организации внеурочной деятельности является то, что содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Для нас это пока является проблемой в силу разных причин: мы работаем исходя из своих возможностей (кадровых, материально-технических), традиций, поэтому запросу родителей не всегда удается соответствовать. И если педагоги отдают предпочтение курсам общеинтеллектуального направления, то учащимися и родителями эти занятия зачастую воспринимаются как дополнительный урок, что противоречит требованиям ФГОС. Кадровая проблема и загруженность спортивного зала не позволяет организовать функционирование спортивных секций для учащихся младшего звена, между тем родителями это направление востребовано. Нет условий для занятий изостудии, недостаточно места для занятий студии бальных танцев.
Не менее важной проблемой, является проблема финансирования, которое в настоящий момент ведётся за счет ставок педагогов дополнительного образования. Таким образом, выделяя часы на организацию внеурочной деятельности, мы сокращаем до минимума часы дополнительного образования.
В заключение необходимо отметить: внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательной программы. Именно внеурочная деятельность даёт учителю возможность стать для своих учеников значимым взрослым, создать тот уникальный педагогический инструмент, который называется детско-взрослой общностью.
Литература:
1. Белобородова О. Г. Программа внеурочной деятельности в начальной школе / О. Г. Белобородова // Справочник классного руководителя. — 2011. — № 9.
2. Брагуца А. В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 10.
3. Горбунова Т. С. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных стандартах / Т. С. Горбунова О. А. Колядинцева И. Ю. Акентьева // Методист. — 2010. — № 8.
4. Науменко Ю. В. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС начального общего образования: Примерное положение о внеурочной деятельности младших школьников / Ю. В. Науменко // Методист. — 2011. — № 10.
5. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03–296 // Методист. — 2011. — № 9.
6. Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е. Н. Степанов // Завуч начальной школы. — 2011. — № 6.
7. Степанов П. В. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе / П. В. Степанов И. В. Степанова // Завуч начальной школы. — 2011. — № 6.
8. Шмелькова, Л. В. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности / Л. В. Шмелькова Д. А. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12.