В настоящее время идея интеграции стала предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, а также — созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений [1].
В качестве примера интеграции рассмотрим пример интеграции информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности учащихся, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный модуль для учащихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п. Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из истории государства, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Интегрированные уроки играют большую роль в реализации и совершенствовании образования в малокомплектных школах. И здесь главное, чтобы обучающиеся использовали один предмет для познания другого и если это случилось, что интеграция была на уроке.
Интегрированные уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес учащихся [1]. Например, интегрированный урок информатики и химии на тему: «Ввод формул и решение задач на растворы с помощью табличного процессора Excel». Обучающие цели урока по информатике: формирование новых знаний, умения и навыков по теме «Ввод формул»; урока по химии: рассмотреть алгоритм решения задач на растворы с помощью табличного процессора Excel. Развивающие цели: развивать творческие способности, навыки самостоятельного мышления, умение обобщать и систематизировать изученный материал, умение применять полученные знания на практике; сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Интегрированный урок информатики и математики на тему: «Построение диаграмм и их использование при решении текстовых задач по алгебре». Обучающие цели урока по информатике: познакомить учащихся с понятием диаграммы, их видами и способами построения, сформировать умение анализировать данные по построенной диаграмме в MsExcel; по математике: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся при решении текстовых задач. Развивающие цели: развивать компьютерную и функциональную грамотность учащихся; развивать логическое мышление по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления. Воспитательные цели: способствовать воспитанию самостоятельности, активности учащихся. Ожидаемые результаты: ученики смогут развивать навыки работы с электронными таблицами; создавать диаграммы и графики, форматировать и редактировать их; решать текстовые задачи по алгебре с применением диаграмм.
В качестве средства создания электронных презентаций и тестов по теме можно выбрать Аdobe Captivate 8. Необходимо создать адаптивный проект электронного обучения всего один раз. Обучающиеся смогут работать с ним на любых устройствах. Возможно оформление контента на различных устройствах при помощи интуитивного холста, позволяющего динамически создавать и просматривать контент без написания программного кода. Создавать проекты электронного обучения с поддержкой HTML5 для устройств различного размера и разрешения [2].
Adobe Captivate также можно использовать для создания скринкастов, подкастов, и конвертирования презентаций Microsoft PowerPoint в формат Adobe Flash. С помощью программы можно создавать электронные учебные курсы по любым дисциплинам рабочего учебного плана (рис.1).
Кроме того, в этой программе можно разрабатывать тесты (рис. 2), предусматривающие выбор одного варианта ответа из нескольких предлагаемых, ввод ответа в пустое поле, определение правильного порядка действий и т. п. [2].
Рис. 1. Окно создания слайда
Рис. 2. Тестовый слайд Multiple Choise с 4-мя ответами
Интегрированное обучение нашло свое место в информационном образовании школьников. Применение интеграции на уроках информатики повышает мотивацию учащихся, способствует лучшему усвоению учебного материала и развивает такие качества как самостоятельность и организованность. Проведение таких уроков требует большой подготовки учителя, но их эффективность довольно высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут выглядит гармонично и понятна учащимся, дает ряд преимуществ не только ученику, но и учителю.
Литература:
1.Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами [электронный ресурс] / О. Н. Круглова. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library /2013/01/17/ integratsiya-informatiki-s-drugimi.
2.Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Captivate