Современные ИКТ-возможности для формирования и развития информационной компетенции учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абылаева, А. С. Современные ИКТ-возможности для формирования и развития информационной компетенции учащихся / А. С. Абылаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36368/ (дата обращения: 22.12.2024).



Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования.

С. Эрманн

Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех. Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». [1] Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять на практике.

Информатизация учебного процесса — одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптации к новейшим системам обучения. Использование современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения. [2] В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке — тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, опорные схемы. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Внедрение ИКТ на уроках информатики, и не только, позволили повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

В презентациях к урокам информатики я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию.

Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:

– в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения данного задания.

– прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;

– предупредить учеников о критериях оценивания работы;

– программа реализации задания Word, PowerPoint;

– объём работы. [3]

Следует отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Использование ИКТ в учебном процессе является актуальным вопросом современного школьного образования. Урок с использованием ИКТ — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированным подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного обучения) могут дать очень хороший результат. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня электронные учебные пособия позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика.

Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования и совершенствования практических навыков. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика — право на качественное образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. Для воспитания компетентной личности, обладающей цифровой грамотностью, не менее важным являются знания азбуки интернета. Регистрация адреса электронной почты. Групповая работа над проектом предусматривает общение между участниками проекта, при этом не возникает проблем, если участники проекта находятся вблизи друга от друга, но если участники большими расстоянии друг от друга, то естественно возникает необходимость использования средств сетевого взаимодействия. К одним из средств сетевого взаимодействия относится служба электронной почты. В настоящее время умение использования услуг электронной почты стало одним из основных умений современного человека. В просторах интернета существует огромное количество сайтов, порталов, предоставляющих услуги электронной почты, наиболее ярко среди них выделяется компания Google своим почтовым сервисом Gmail. Создание документов для совместного доступа. Работа над проектом, как правило, сопровождается совместным редактированием документов, или требует представления его для просмотра и комментирования. Реализация данных возможностей в локальных масштабах не составляет затруднений, но в случае большого расстояния между участниками группы могут возникнуть проблемы. Одним из предоставляемых сервисов от компании Google. Сервис создания документов и разработки совместных проектов. Список типов документов, которые можно разработать посредством сервиса Google.Документы

– Текстовые документы

– Электронные таблицы

– Презентации

Формы обработки данных.

Технология скайп. Что такое скайп? Скайп (или Skype) — это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет:

  1. Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с коллегой по работе, так же как и в других программах вида ICQ, QIP или Jabber.
  2. Если у вас есть микрофон и наушники, вы можете дозвониться до друга из соседнего города и просто разговаривать, как будто вы общаетесь по телефону.
  3. Если у вас есть веб-камера, микрофон и наушники, то вы можете проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, и вы платите не за минуты, а за количество отправленных и полученных мегабайт. [4]

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.

Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание образовательной дисциплины. В рамках предмета информатики кейс-технологии могут быть применены касательно таких тем как: «Формы представления информации», «Виды графики», «Эстетика текста. Шрифты», «Табличные информационные модели»,«Информационная модель объекта», «Вирусы и антивирусные программы» и т. д. [5]

В заключение хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип — принцип деятельности — можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда». [2]

Литература:

  1. Бабич И. Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003.
  2. Леведь И. Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007.
  3. Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на компьютере (+ CD)»: Санкт-Петербург: «Питер». 2008.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, урок, электронная почта, процесс обучения, ученик, учитель, ICQ, сетевое взаимодействие, традиционный метод обучения, учебный материал.


Похожие статьи

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО

Похожие статьи

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО

Задать вопрос