Технические средства обучения — ИКТ
Авторы: Москвина Наталья Владимировна, Горбунова Наталия Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 28.06.2019
Статья просмотрена: 4062 раза
Библиографическое описание:
Москвина, Н. В. Технические средства обучения — ИКТ / Н. В. Москвина, Н. Н. Горбунова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15206/ (дата обращения: 19.12.2024).
Информатизация общества — это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО).
Технические средства обучения — это устройства, помогающие педагогу обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. [3, с. 58]
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). [1, с. 34]
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) — это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, а также индивидуализируют процесс обучения, повышают интерес к уроку, осовременивают его.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. [3, с. 225]
Использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках. [2, с. 114]
Задачи, стоящие перед учителем — словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ
Одной из форм ИКТ, которую применяю на уроках русского языка и литературы, является презентация. Она может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране появляются определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Исследования последних лет показали, что ученики 5–7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Главное в презентации — это тезисность для выступающего и наглядность для слушателя. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём она становится своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, обеспечивает возможность для информационной поддержки, иллюстрирования, использования разнообразных упражнений, экономии времени и материальных средств. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастание мотивации к учёбе.
Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.
Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. То знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». [5, с. 117]
Часто использую на своих уроках русского языка и литературы готовые электронные продукты (DVD, CD диски, электронные пособия и учебники). Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Они сопровождаются яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет мне использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал: картинки или фотографии по теме с комментариями к ним, музыкальное сопровождение, видеофильмы, видеоролики, заочные экскурсии, фонохрестоматия и многое другое. Причем материал для докладов, рефератов находят и сами учащиеся в Интернете, составляют презентации к урокам.
Сам факт проведения урока русского языка и литературы в кабинете информатики интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. От внешней мотивации появляется интерес к предмету русского языка и литературы. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний. Уроки в компьютерном классе развивают умение школьников работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
На уроках информатики без использования ИКТ тоже не обойтись. Я применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office: текстовый редактор Word, электронные таблицы Microsoft Excel, технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации, технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.
В своей работе использую электронные учебники — это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. Например, электронный учебник, разработанный Поляковым К. Ю., также использую его сайт, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
На уроках информатики большую роль играют видеоуроки, которые являются инструментом, помогающим донести материал до обучающихся. Идея их использования просто необходима для поддержания внимания школьников, для дистанционного обучения отсутствующих учащихся, кроме того, слабый ученик тоже может посмотреть это видео несколько раз, пока он не усвоит материал в спокойной обстановке.
На занятиях обращаюсь и к ресурсам сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу.
Использую тестирование, которое не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет: охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала. Сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы, обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию к уроку.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Имея в качестве партнёра компьютер, при выполнении практических работ каждый ученик может работать в удобном для себя темпе.
Система компьютерных телекоммуникаций — это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным информационным ресурсам. Использование ИКТ должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует применять только тогда, когда это дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать использование компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.
Кроме этого, как показала практика, не стоит также применять информационные технологии в учебном процессе эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что использование на занятиях информационно — коммуникационных технологий, технических средств обучения развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал, воспитывает чувство прекрасного, расширяет кругозор учащихся, позволяет за ограниченное время дать обширный материал.
Литература:
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. — М.: Агентство «Социальный проект», 2007
- Закон РФ «Об образовании» (с дополнениями и изменениями 2007г.)
- Ильичев А. В., Петровский В. С., Яковлев А. И. и др. Внедрение информационных технологий в предметной и межпредметной деятельности / Под ред. А. В. Ильичева. — М.: Просвещение,1995. — С. 240
- Яковлев А. И. Информационно — коммуникационные технологии в образовании — М.: Просвещение,2003
- Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.,1991. — С.374
- Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 315
- Кудрявцева Т. Ю. Использование мультимедийных технологий как средства формирования информационной компетентности / Т. Ю. Кудрявцева // дистанционное и виртуальное обучение. — М.: Изд-во СГУ, 2008. -N 2. — С.63–67.
- https://www.kpolyakov.spb.ru/
- https://videouroki.net/
- https://урок.рф/library
- https://infourok.ru