Информационные технологии в учебном процессе на смену традиционной методике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Ёдгорова, М. О. Информационные технологии в учебном процессе на смену традиционной методике / М. О. Ёдгорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48579/ (дата обращения: 22.12.2024).



Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций. Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Традиционная технология представляет собой, прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. Концепция современного образования определила цель профессиональной деятельности учителя — сформировать у учащихся способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении [1, с. 20–22]. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности студентов. Современные педагоги признают, что в развитии творческих способностей, интеллектуальной деятельности максимальные возможности представляет технология проблемного обучения. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем общества. В системе отечественного образования за последние годы произошли огромные качественные перемены. Образование не просто часть социальной жизни общества, а ее передовая часть. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества [2, с. 20–22]. Педагогическая инновация — это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а также совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Данная технология обучения позволяет планировать учебный процесс, решать поставленные цели, строить учебно-познавательную деятельность учащихся, а также контролировать профессиональный и личностный рост учащихся. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений. Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса. Однако проблема различения технологии обучения и методики обучения остается предметом дискуссии. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие показывают, что понятие «технология» шире, чем «методика». Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности. В последние десятилетия в связи с развитием современных образовательных технологий в учебный процесс стали широко внедряться аудио- и видеозаписи, компьютерные программы, дистанционное обучение [3, с. 48].

Информационные технологии обогащают учебный процесс во многих областях знания, в самых различных условиях обучения и на всех его уровнях.

Применение компьютерных технологий позволяет реализовать вторую концепцию — визуализацию учебной информации. Бесспорно, высокая разрешающая способность современных мониторов, широкий спектр цветов позволяют качественно иллюстрировать учебный материал: возможность «оживлять» картинки, показывать их в действии делает их просто несравнимыми с иллюстрациями в обычных учебниках, подготовленных типографским способом. Хранение беспрецедентно большого объема учебного материала в случае применения компьютерных технологий позволяет создать электронные издания (электронные учебники). Объединение электронного учебника и обучающей программы в единую систему видится как необходимое условие создания высококачественных обучающих систем. Наряду с обширным теоретическим материалом электронный учебник), виртуальными видео лекциями и практическими занятиями (обучающая программа) считается целесообразным снабжение обучающей системы организационно-дидактическим материалом, а также механизмом для получения его «твердой» копии (бумажный носитель). Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно: лучше один раз увидеть (а в случае обучения работе на компьютере самому щелкнуть мышью или нажать клавишу клавиатуры), чем много раз услышать (прочитать). Поясним, должна быть реализована концепция дистанционного обучения, т. е. даже во время видео лекций обучаемый должен активно участвовать в процессе обучения, а не быть пассивным слушателем и зрителем. Реализация этой концепции дистанционного обучения видится в разбиении видео-лекции на некоторые достаточно мелкие логически законченные шаги с тем, чтобы обучающая система предоставляла обучаемому возможность самостоятельно выполнить действие, теоретическое обоснование которого он только что прослушал и прочитал. При этом правильность выполнения действий контролируется, неверно выполненное действие комментируется, и обучающая система требует его повторного выполнения. Эффективность работы с информационными источниками на базе информационно-коммуникационных технологий должна определяться: знаниями и умением систематизировать представления об объекте поиска в рамках конкретной области знаний; знаниями способов систематизации и организации информации, в том числе справочных информационных массивов, практическим знанием классификационных систем; способностями распознавать и умением реконструировать цели и задачи, которые ставит автор, как в процессе исследования, так и при подготовке информационных сообщений; знанием принципов организации информационных массивов и архитектуры информационных систем, что позволяет моделировать особенности конкретных реализаций автоматизированных информационных систем. Когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему — это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.

Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Особенностями инновационного обучения являются:

– работа на опережение, предвосхищение развития;

– открытость к будущему;

– направленность на личность, её развитие;

– обязательное присутствие элементов творчества;

– партнёрский тип отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменением, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются все новые и новые требования к специалистам. К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». [4, с. 22].

Я разделяю данное утверждение, и могу сказать, что учащийся только тогда может освоить данную специальность, когда сам будет в этом заинтересован. Если он в этом будет заинтересован, то приложит максимум усилий, чтобы увеличить объем своих знаний, умений и навыков. Следовательно, основная цель педагогической деятельности, и моей в том числе, оказать необходимую помощь учащимся в познании и самоутверждении их, как личности. А в настоящее время это является важным ещё и потому, что выпускнику учебного заведения очень сложно найти работу из-за конкуренции и жесткого отбора.

Литература:

  1. Профессиональное образование № 1/2006: Периодическое издание/ В. Г. Казаков — Новое время — новые технологии профессиональной подготовки.
  2. Профессиональное образование № 7/2006: Периодическое издание/ В. Д. Ларина — Модель инновационной деятельности учреждения профобразования.
  3. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. — Минск: Современное слово, 2005.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.; Изд. «Народное образование», 1998.
  5. Абалуев Р. Н. Интернет-технологии в образовании: учебно- методическое пособие ч. 3. — Тамбов: изд-во ТГТУ, 2002 г.
  6. Толстых А. А. Применение ИКТ в обучении. — М: ИИО РАО, 2010г.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, дистанционное обучение, обучающая система, педагогическая деятельность, изменение роли образования, инновационное обучение, процесс обучения, традиционное обучение, учебный материал, электронный учебник.


Задать вопрос