Учителя, родители, руководители образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в школах с переходом на новые образовательные стандарты.
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов «Начальной школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий. Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. (1)
«Технология» — это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (1)
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.
Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные.
Однако, в своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровье сберегающие.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т. д. (3).
Создание проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Методы проблемного обучения можно применять на всех уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. (2)
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — спектакль «Народные праздники»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры — соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т. д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Также в своей работе я использую здоровье сберегающие технологии.
В моём классе она включает в себя проведение тематических физкультминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача, задача учителей сегодня — научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Особое внимание в урочное и внеурочное время я уделяю проектной деятельности.
Проектную деятельность младших школьников можно рассматривать как исследовательскую деятельность. Дело в том, что именно исследовательская деятельность ставит целью проекта получение новых знаний, а это соответствует целям образования. Учитель, предлагая проектную исследовательскую деятельность детям, ориентируется на получение новых знаний, в соответствии с учебными программами.
Основной целью проектной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. А также немаловажным является развитие следующих умений и навыков:
Осмысленно читать художественные, научно — популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках;
Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатое дело до конца;
Описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
Видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослым с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, а главное — склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
Вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе, скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата)
При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя), мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Во 2 классе учащиеся моего класса составили и защитили следующие проекты «Рассказ о слове», «Шоколад: вред или польза», «История развития автомобиля», «Новогодняя красавица», «Легенды о Русской Матрёшке».
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Литература:
1. Научно-методический журнал «Практика образования», № 1 (32) /2012г.
2. Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- № 11,2006.
3. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе.