Современные образовательные технологии в начальной школе
Автор: Габбасова Лилия Зяудатовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 27.06.2016
Статья просмотрена: 393 раза
Библиографическое описание:
Габбасова, Л. З. Современные образовательные технологии в начальной школе / Л. З. Габбасова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10781/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образовательная технология — это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
По новым стандартам ФГОС теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать, писать, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать функционально грамотную личность. Педагогическая деятельность учителя должна быть направлена не только на развитие УУД, но и на формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
Для достижения поставленной цели современный учитель использует в своей деятельности:
‒ Метод проектов
‒ Информационно-коммуникационные технологии
‒ Здоровьесберегающие технологии
‒ Портфолио
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- Рефлексивные умения:
‒ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
‒ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
‒ умение самостоятельно продумать способ действия, который поможет решить поставленную задачу;
‒ умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
‒ умение запросить недостающую информацию у учителя или родителей;
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
‒ умение коллективного планирования;
‒ умение взаимодействовать в группе с товарищами;
‒ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Коммуникативные умения:
‒ умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
‒ умение отстаивать свою точку зрения;
‒ умение находить компромисс;
- Презентационные умения и навыки:
‒ навыки монологической речи;
‒ умение уверенно держать себя во время выступления;
‒ умение презентовать свою работу;
Проектная деятельность- модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.
Метод проектов включает несколько стратегий, которые обеспечивают включение в учебный процесс каждого учеников, независимо от его индивидуального учебного стиля. Часто ученики взаимодействуют с экспертами и лидерами местного самоуправления, которые помогают им найти ответы на вопросы и получить более глубокое представление об изучаемых вопросах.
Технология оценивания проектной деятельности.
Две формы: форма самооценки и форма общественной экспертизы — позволяют соотнести внутреннюю и внешнюю оценку проекта. Результатами применения такого оценивания являются: обеспечение достижения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату, формирование адекватной оценочной самостоятельности учащихся.
Другой метод — информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ на уроке направлено на формирование следующих компетенций:
Учебно-познавательные компетенции:
‒ учиться оперировать научными знаниями и фактическим материалом;
‒ развивать умение использовать источники информации;
‒ оценивать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
‒ обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
Социальные компетенции:
‒ владеть навыками сотрудничества;
‒ владеть навыками решения проблем в различных жизненных ситуациях.
Коммуникативные компетенции:
‒ уметь представить себя;
‒ владеть способами совместной деятельности в группе.
Информационные компетенции:
‒ владеть навыками работы с различными источниками информации;
Для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшую задачу — приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:
‒ учет возрастных особенностей;
‒ демократический стиль общения на уроке;
‒ дифференцированное обучение;
‒ игровые технологии;
‒ динамические минутки и паузы, введение третьего часа физкультуры.
С целью мониторинга развития ученика педагоги школы активно используют метод портфолио. Оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся — возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками).
Доступная и разнообразная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал учебника.
Использование различных методов, приёмов, форм и технологий при проведении урока, должны быть направлены на реализацию одной из главных задач современного учителя — «научить учиться».
Литература:
- Кузнецова М. И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 3. — С. 19–23
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие под ред. Н. В. Бордовской.-М.: Кнорус, 2010.-432с.