Современные образовательные технологии в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 27.06.2016

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Габбасова, Л. З. Современные образовательные технологии в начальной школе / Л. З. Габбасова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10781/ (дата обращения: 16.12.2024).



Образовательная технология — это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

По новым стандартам ФГОС теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать, писать, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать функционально грамотную личность. Педагогическая деятельность учителя должна быть направлена не только на развитие УУД, но и на формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.
  5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Для достижения поставленной цели современный учитель использует в своей деятельности:

‒ Метод проектов

‒ Информационно-коммуникационные технологии

‒ Здоровьесберегающие технологии

‒ Портфолио

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения:

‒ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

‒ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  1. Поисковые (исследовательские) умения:

‒ умение самостоятельно продумать способ действия, который поможет решить поставленную задачу;

‒ умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

‒ умение запросить недостающую информацию у учителя или родителей;

  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

‒ умение коллективного планирования;

‒ умение взаимодействовать в группе с товарищами;

‒ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  1. Коммуникативные умения:

‒ умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

‒ умение отстаивать свою точку зрения;

‒ умение находить компромисс;

  1. Презентационные умения и навыки:

‒ навыки монологической речи;

‒ умение уверенно держать себя во время выступления;

‒ умение презентовать свою работу;

Проектная деятельность- модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.

Метод проектов включает несколько стратегий, которые обеспечивают включение в учебный процесс каждого учеников, независимо от его индивидуального учебного стиля. Часто ученики взаимодействуют с экспертами и лидерами местного самоуправления, которые помогают им найти ответы на вопросы и получить более глубокое представление об изучаемых вопросах.

Технология оценивания проектной деятельности.

Две формы: форма самооценки и форма общественной экспертизы — позволяют соотнести внутреннюю и внешнюю оценку проекта. Результатами применения такого оценивания являются: обеспечение достижения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату, формирование адекватной оценочной самостоятельности учащихся.

Другой метод — информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ на уроке направлено на формирование следующих компетенций:

Учебно-познавательные компетенции:

‒ учиться оперировать научными знаниями и фактическим материалом;

‒ развивать умение использовать источники информации;

‒ оценивать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

‒ обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

Социальные компетенции:

‒ владеть навыками сотрудничества;

‒ владеть навыками решения проблем в различных жизненных ситуациях.

Коммуникативные компетенции:

‒ уметь представить себя;

‒ владеть способами совместной деятельности в группе.

Информационные компетенции:

‒ владеть навыками работы с различными источниками информации;

Для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшую задачу — приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:

‒ учет возрастных особенностей;

‒ демократический стиль общения на уроке;

‒ дифференцированное обучение;

‒ игровые технологии;

‒ динамические минутки и паузы, введение третьего часа физкультуры.

С целью мониторинга развития ученика педагоги школы активно используют метод портфолио. Оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся — возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками).

Доступная и разнообразная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал учебника.

Использование различных методов, приёмов, форм и технологий при проведении урока, должны быть направлены на реализацию одной из главных задач современного учителя — «научить учиться».

Литература:

  1. Кузнецова М. И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 3. — С. 19–23
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие под ред. Н. В. Бордовской.-М.: Кнорус, 2010.-432с.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, метод проектов, учитель, проектная деятельность, учебный процесс, навык работы, недостающая информация, совместная деятельность, современный учитель, учебный материал.