Инновационные технологии на уроках в начальной школе
Авторы: Логинова Юлия Александровна, Казарян Роза Эдуардовна, Макушкина Наталья Владимировна, Сокольская Екатерина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 25.03.2022
Статья просмотрена: 876 раз
Библиографическое описание:
Логинова, Ю. А. Инновационные технологии на уроках в начальной школе / Ю. А. Логинова, Р. Э. Казарян, Н. В. Макушкина, Е. А. Сокольская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/434/17059/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образование не стоит на месте, а постоянно совершенствуется. Возникает вопрос: что подразумевается под инновациями?
Инновации в образовании — это целенаправленные нововведения. Целью инноваций является получение эффективных и стабильных результатов. Ошибочными предположениями является то, что инновации в школе — это новые и масштабные изменения системы образования такие как введение ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, электронный дневник, электронный журнал успеваемости и др. Инновациями в системе образования можно назвать и совершенствование педагогических приёмов и методов, которые ориентированы на повышение уровня успеваемости обучающихся в усвоении и закреплении нового учебного материала. Эти модификации может разработать учитель и использовать их при работе в своем классе, а могут быть одобрены руководством школы, и применяться всем педагогическим коллективом.
Что же нужно понимать под термином «инновационная образовательная технология »? Инновационная образовательная технология — это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
- Современное содержание, которое передается обучающимся и предполагает не только освоение предметных знаний, но и развитие компетенций , адекватных современным требованиям.
- Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
- Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [3].
Подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире является главной целью инновационных технологий в образовании. С внедрением ФГОС третьего поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые являются основой умения учиться. У детей должны быть сформированы навыки решения творческих задач. Обучающиеся должны научиться искать, анализировать и интерпретировать информацию. Ко второй группе относится формирование у детей мотивации к обучению. Учитель должен помочь в самоорганизации и саморазвитии личности ребенка.
Педагогическая технология подразумевает под собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения поставленных педагогических целей [1].
Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [4].
Разнообразие трактовок данного понятия говорит о том, что это новая ступень в развитии педагогики. Таким образом, педагогическая технология выступает и в качестве науки, которая исследует и проектирует наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов регулирования деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.
Постоянная модернизация и совершенствование системы образования позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью. Появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. В условиях реализации требований ФГОС в образовании наиболее актуальными являются такие педагогические инновационные технологии как: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, проектная технология, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология и многие другие.
Каждый учитель в своей работе использует большое разнообразие инновационных технологий. Отсюда можно сделать вывод, инновационные технологии в образовании одной из составляющих учебного процесса.
Положительными моментами использования инновационных технологий в образовательном процессе являются:
— новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые направлены на эффективное достижение результата педагогической деятельности;
— разнообразие дидактики урока, что позволяет добиваться внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика;
— создание комфортного психологического климата в классе;
— новый человеческий контакт, когда учитель понимает мир ребёнка и живёт с ним в одном пространстве;
— пробуждение мотивации у ребенка к познавательной деятельности;
— овладение знаниями предметных дисциплин через применение дистанционных форм обучения;
— для ученика открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ;
— самостоятельный поиск информации, изучение и получение знаний в новом виде;
— расширение границ работы с одарёнными детьми, мотивирующие на участие в новом формате предметной и метапредметной олимпиады;
— успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;
— создание условий для самоопределения обучающихся в выборе будущей профессии;
— качественное и разностороннее ведение воспитательного процесса [2].
Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется. Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности — оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности [5].
При грамотном применении современных образовательных технологий повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Литература:
- http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7959-innovacii-v-obrazovanii-vidy-innovacij-v-obrazovanii.html (статья «Педагогические инновации в образовании»)
- http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/4230-innovatsionnye-tekhnologii-v-sovremennom-obrazovanii.html (статья «Инновационные технологии в современном образовании»)
- http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html#innovazii_2 (статья «Инновационные педагогические технологии в образовании»
- Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — Москва: Наука, 2014. 32 с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. — В 2 т. — Т.1.– Москва: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.