Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно означает процесс изготовления продукции более результативным и выгодным способом. Термин «педагогическая технология» прошло определенную эволюцию.
I период (40-е середина 50-х гг.) понятие «технология в образовании» трактовалось как использование аудиовизуальных средств в учебном процессе.
II период (середина 50-х 60-е гг.) под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.
III период (70-е гг.) возник термин «педагогическая технология», обозначающий заблаговременно сконструированный учебный процесс, обеспечивающий достижение намеченных целей.
IV период (с начала 80-х гг.) начинается разработка компьютерных и информационных технологий.
Словосочетание «педагогическая технология» является искаженным переводом с английского educational technology «образовательная технология».
Во многих случаях в педагогике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» являются синонимичными.
«Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [3; c. 135].
«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [1; с. 35].
Наиболее известными авторами современных технологий обучения в России являются Н. Ф. Талызина, Ю. К. Бабанский, П. М. Эрдниев, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.
Понятие «педагогическая технология» ученые рассматривают в трех направлениях:
Научное. Изучаются и разрабатываются цели, содержание и методы обучения и проектируются педагогические процессы.
Научно-описательное. Рассматривается сам педагогический процесс, система целей, содержания, методов и средств, значимых для достижения планируемых результатов обучения.
Процессуально-действенное. Функционирование учебного процесса, применение личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Предмет педагогической технологии — взаимодействие между учителем и учащимся, осуществляемое на практике. Оно подлежит четкому структурированию, порядку, типизации способов и приемов обучения или воспитания с применением компьютерных и технических средств. Итогом может служить стабильный позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в установлении форм и привычек поведения; обучение действиям с технологическими средствами; развитие технологического мышления, умения самостоятельно выстраивать деятельность, направленную на самообразование.
Педагогическая технология, ее разработка и применение требуют высокой творческой активности учителя и учащегося. Здесь учитель и ученик находятся на равных позициях, и от усилий каждого зависит успех общего дела.
Овладевая умениями пользоваться новыми технологиями педагог повышает качество своей педагогической деятельности, что не может сказаться на качестве интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и организационных навыков учащихся.
Педагогическая технология подчиняется следующим методологическим требованиям по Г. К. Селевко:
1) Концептуальность. Каждая педагогическая технология основывается на научной концепции, включающей в себя обоснование достижения образовательных целей с точки зрения различных наук.
2) Системность. «Педагогической технологии должна быть свойственна определенная упорядоченность, логика построения, единство всех составляющих» [4; 19].
3) Управляемость. Допускает целеполагание, планирование, проектирование учебного процесса, прогнозирования, сменой средств и методов с целью коррекции результатов.
4) Эффективность. Педагогические технологии должны быть конкурентоспособными и дающими результат, оптимальны по затратам.
5) Воспроизводимость. Понимается возможность апробации на базе других образовательных учреждений другими субъектами. Следует учитывать, что технологии, применяемые разными педагогами, будут иметь разные результаты.
Новые технологии рекомендуется рассматривать как средство, при помощи которого можно привнести что-то новое в процесс обучения. Наиболее актуальные на современном этапе технологии, основанные на личностном и деятельностном подходах.
В системе образования накопился ряд острых проблем, требующих неотложного решения. Прежде всего формирование в учащемся творческой личности с аналитическим мышлением с применением новых образовательных технологий.
Литература:
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.– М.: изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр.России, 1995. — 336 с.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М. — 607 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.