Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Педагогика
06.08.2022
820
Поделиться
Библиографическое описание
Тишик, А. М. Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников / А. М. Тишик, М. А. Косолапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 97-98. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94328/.


Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на современное начальное образование, отмечена эффективность и положительная динамика применения ИКТ в рамках учебного процесса.

Ключевые слова: ИКТ, информационные технологии, начальное образование, учебный процесс, преподаватель, педагог, школьники, ученики.

Не секрет, что положительные результаты среднего и высшего образования напрямую зависят от первоначального этапа, а также от уровня и глубины развития способности к знаниям и желанию их получать. Преподавателям известно, что для того, чтобы достигнуть поставленных образовательно-воспитательных целей, необходимо привлечь, заинтересовать и замотивировать детей. Таким образом, при выполнении данных условий, можно решить конкретные проблемы, в конкретном образовательном звене и развить у детей познавательный интерес.

Современные государственные стандарты начального образования предполагают внесение изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования [3].

Одна из первостепенных задач начальной школы — сформировать у детей желание получать знания, полноценно ими овладевать и разумно применять их в жизни. Из этого следует, что детям должно быть интересно в школе каждый день, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Именно поэтому на помощь современному педагогу приходят новые технологии.

Среди них наиболее актуальными являются следующие:

– технология проектного обучения

– технология критического мышления

– здоровьесберегающие и игровые технологии [3].

Современный младший школьник — активный пользователь компьютера, мобильного телефона и прочих гаджетов, поэтому инновационная направленность в образовании является дополнительной мотивацией к учебной деятельности. Соответственно, наглядные ИКТ — гарант высокого уровня усвоения нового материала в процессе обучения. Повышение качества образования в современных условиях нельзя осуществить без применения новых информационных технологий.

Проведенные дидактические и психолого-педагогические исследования подтверждают, что педагогические методики обучения с применением ИКТ обеспечивают следующие возможности:

– адаптацию к новым условиям и требованиям при обучении в начальной школе

– индивидуализацию обучения

– раскрытие возможностей, способностей и интересов детей

– развитие творческого процесса и самостоятельности детей

– открытый доступ к новым источникам информации

– использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. [2]

С помощью современных компьютерных программ преподаватель начальных классов может продемонстрировать на экране в разной форме необходимую учебную информацию. Благодаря такой подачи информации активизируется познавательная деятельность школьников, инициируются процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической деятельности, формируются и развиваются определенные виды мышления, осуществляется контроль результатов обучения.

Таким образом, деятельное использование преподавателем новых технологий на занятиях в начальной школе позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (при помощи анимации, музыки), активизировать познавательную деятельность детей, найти индивидуальный подход к каждому ученику, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному [4].

Цифровизация российской экономики требует от педагогов качественной подготовки современных детей. Ведь в ближайшем будущем развитый искусственный интеллект может исключить или заменить многие профессии. Поэтому современное молодое поколение должно быть готово к такому повороту событий и обладать необходимым багажом знаний, который поможет в дальнейшем конкурировать с искусственным техническим или электронным разумом.

Исследователи в области образования понимают, что сегодня общеобразовательная школа должна удовлетворить все запросы и интересы школьников в возрастающем объёме и разнообразии знаний и умений [5]. Но к сожалению, насыщенность школьных программ и ограниченность во времени, создают дополнительные ограничения перед преподавателями и диктуют им свои правила.

Таким образом, для достижения достойного качества образования и формирования информационной культуры ребенка важную роль играет информатизация начальной школы. Обозначим цели использования информационно-коммуникативных технологий:

– повышение положительной мотивации обучения

– активизация познавательной сферы

– переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному обучению

– повышение уровня знаний

– использование ИКТ для самообразования

– помощь в осуществлении проектной деятельности обучающихся

Сложно переоценить важность и эффективность ИКТ в образовательно-воспитательном процессе. Педагоги начальной школы выделяют следующие положительные моменты при использовании ИКТ:

– отказ от написания на доске необходимого учебного материала

– сокращение времени подготовки к уроку

– упрощение самообразования

– уделение времени индивидуальной и групповой работе

– разнообразие образовательно-воспитательного процесса

– оказание помощи в самостоятельной работе

– формирование навыков самоконтроля

– содействие решению дидактических задач

Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей педагога начальных классов в современных условиях является: грамотная организация и направление самостоятельной, коллективной или совместной с учителем познавательной и исследовательской работы, обучение детей самостоятельной добыче знаний, формирование своей точки зрения, аргументированное отстаивание и применение знаний на практике.

Незаменимым помощником учителя при решении этого комплекса задач являются инновационные технологии, закрепленные в практике начальной школы и подтвердившие свою значимость и необходимость в рамках учебного процесса.

Литература:

  1. Модернизация Российского образования — Солнечный свет. Режим доступа: https://solncesvet.ru/modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovani/
  2. Степанова М. Г., Неделькин А. А. E-learning технологий в современном образовательном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 5. — С. 826–827.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Школа — 2020. Какой мы ее видим? [Текст]: докл. рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. — М., 2008.
  5. Щербаков, Р. Н. Гуманистические ценности науки и образования [Текст] / Р. Н. Щербаков // Вестн. РАН. -2007. — № 3. — С. 8–14. — № 12.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ИКТ
информационные технологии
начальное образование
учебный процесс
преподаватель
педагог
школьники
ученики
Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 97-98):
Часть 2 (стр. 63-112)
Расположение в файле:
стр. 63стр. 97-98стр. 112

Молодой учёный