Начальная школа — фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
− усвоить базовые знания по предмету;
− систематизировать усвоенные знания;
− сформировать навыки самоконтроля;
− сформировать мотивацию к учению в целом;
− оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50 %.
Возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Это представлено в таблице 1.
Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
− образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения;
− развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;
− воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- Для обозначения темы
− тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
- Как сопровождение объяснения учителя
− могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.
- Как информационно-обучающее пособие
− в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
- Для контроля знаний
− использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
- с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
- во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
- установление межпредметных связей;
- преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
- изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Таблица 1
Технические функции компьютеров иих влияние на различные процессы развития детей
Процессы |
Технические функции компьютеров |
воздействие на органы чувств |
Графика, анимация, звук, цветовая палитра |
память |
Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи учебной информации |
мышление |
Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения задачи, проблемные задания, вопросы |
обобщение |
Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т. д. |
укрепление |
Повторное воспроизведение важных элементов ЗУН |
изменение |
Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом материала |
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся [1].
Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. С целью обмена опытом с коллегами мы проводим открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием мультимедиа [4].
Литература:
- Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2004, 213 с.
2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова), Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение, 2000, 126 с.
- Молокова А. В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование № 1 2003, 26 с.
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004, 254 с.
- Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.