Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся
Автор: Деменцова Валерия Игоревна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 29.04.2015
Статья просмотрена: 3801 раз
Библиографическое описание:
Деменцова, В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся / В. И. Деменцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7980/ (дата обращения: 16.12.2024).
Новые технологии прочно вошли в нашу жизнь, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Всё чаще общение происходит виртуально: чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте. Для приобщения учащихся к информационной культуре мы используем широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет.
Важно объяснять учащимся, что в жизни необходимо за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать огромное количество информации. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, помогает преподавателю в решении этой задачи. Использование компьютера во внеурочной деятельности и на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Опыт моей работы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
При изучении научной литературы можно обратить внимание на множество исследований, касающихся развития познавательного интереса учащихся, как важного средства активизации обучения. В работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Ю. К. Бабанского, А. К. Занкова и др. изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося, выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности.
Одним из приоритетных средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у учащихся, наряду с традиционными средствами, признается использование информационно-коммуникационных технологий. Большое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс для оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Информационные технологии — это совокупность методов и программно — технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации. Это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология — это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления которых является компьютер.
К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы — тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Презентации — это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации — это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. В своей практике я активно использую презентации при изложении теоретического материала.
К типу обучающих игр и развивающих программ относят интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.
Дидактические материалы — сборники методических указаний по выполнению практических работ, схемы, таблицы, примеры рефератов, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.
Программы — тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы — тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках, например, программируемый тест.
Системы виртуального эксперимента — программные комплексы, позволяющие проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.
Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или некоторые уже перечисленные типы обучающих программ.
В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В таких энциклопедиях удобная система навигации на основе гиперссылки; возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.
Средство наглядности, как ведущее средство в обучении, обеспечивает полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Мультимедиа — современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации.
Использование мультимедиа способно не только сформировать у учащихся представление о функционировании и роли средств информационной коммуникации в нашей жизни, но и дает уникальное средство для саморазвития. Учащиеся могут не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать знания и умения, формировать особую, медиа культуру.
Баженова в своей статье выделяет то, что человек, вступая в компьютеризированный мир должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности.
Очевидны достоинства проведения уроков с использование ИКТ. Это и усиление наглядности, и то, что изложение материала сопровождается вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, что способствует повышению качества усвоения учебного материала.
Информационно-технические средства обучения (ИТСО) позволяет в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, активизировать познавательный интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать образованных граждан нашего общества. Самое эффективное и наиболее эмоционально действующее средство наглядности — кино. Учебное кино и видеофильмы служат систематизации и обобщению знаний, освещают отдельные вопросы темы, содержат фактический материал для формирования представлений. Учебное кино — видеофильмы не следует рассматривать как способ наглядной иллюстрации, он несет учебную информацию.
Компьютер — это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные энциклопедии, позволяющие «путешествовать» по миру и т. п.
Различают компьютерное и электронное обучение.
По определению Коджаспировой, компьютерное обучение — это такая система обучения, в котором одним из технических средств обучения выступает компьютер. Электронное обучение — это обучение с помощью систем и устройств современной электроники.
Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков, в том числе и на уроках математики и информатики.
Преимущества ИКТ по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.
В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации обучения.
Фронтальная форма обучения предлагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом. Эту особенность следует учитывать при использовании работы с демонстрациями и при проведении коллективных игр.
Коллективные и групповые работы различаются, во-первых, числом участников, а во-вторых, стилем их взаимодействия. При коллективной форме организации обучения группа рассматривается как единый учебный коллектив, объединенный общей целью и общим результатом деятельности при строгом выполнении правил сотрудничества руководства и подчинения. При работе с демонстрационным материалом руководителем часто выступаю я: веду диалог, задаю вопросы, ставлю задачи, помогаю найти путь их решения, беру на себя функцию контроля и оценки.
Вывожу демонстрационный материал на экраны компьютера и веду беседу на его основе. Групповой тип фронтальной работы предлагает равноправие распределение ролей между учащимися. Общий результат совместной деятельности составляет вклад каждого в решение поставленной задачи.
Выстраивая индивидуальную форму обучения, учитель может из любых существующих, модифицированных или разработанных им по специальным шаблонам упражнений. Индивидуальное задание может содержать и несколько упражнений, общая длительность которых не может превышать 15–20 минут.
Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения.
При организации индивидуальной формы обучения необходимо подбирать задания с учетом реальных знаний и умений конкретного учащегося, его психологических особенностей и темпа обучения. Постепенно усложнять предъявляемые задания, предъявлять задания разного вида.
Познавательная деятельность повышается и в ходе различных исследований. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, находят интересные факты, раскрывают новые для них понятия, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта требуется огромный теоретический материал. Например, при разработке презентаций.
В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, овладевают умениями аргументировать собственные суждения, осваивают практику презентаций.
При решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, необходимо воздействовать не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащегося является использование информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из приоритетных задач воспитания учащихся является развитие познавательных интересов через использование информационно-коммуникационных технологий.