Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания
Автор: Абзалова Светлана Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4201 раз
Библиографическое описание:
Абзалова, С. С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания / С. С. Абзалова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1611/ (дата обращения: 23.11.2024).
Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.
Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания?
Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;
письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;
групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого- либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;
грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.
Работе над связной речью учащихся необходимо уделять внимание, начиная с младших классов. Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ.
Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе важна межпредметная связь с уроками русского языка, где при изучении раздела «Лексика» вводится понятие об активном и пассивном словарном запасе. Ученики приходят к выводу, что лексикон человека зависит от степени его начитанности, грамотности, внутренней культуры, что современному человеку необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.
Совершенствовать лексикон учащихся можно, организуя работу с различными словарями и справочниками. Словарная работа может быть задана в качестве домашней работы.
Обогащению активного словаря ученика способствуют дидактические и ролевые игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же разными способами. Например, игры «Не повторяться!», «Расскажи по-своему», « Объясни пословицу» дают хорошие результаты в 5-6-х классах на уроках истории. Смысл игры заключается в следующем: все по очереди высказываются на одну и ту же тему, но не повторяясь. Темы могут быть разные: описание исторического события, характеристика деятеля и т.д..
На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опорных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.
Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам учитель должен добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.
Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.
Практика показывает, что творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения – миниатюры.
Учащиеся младших классов почти не используют в качестве межфразовой связи вводные слова. Поэтому на уроках обучаю их употреблению вводных слов и предложений, помогающих выражать авторское отношение к событиям, людям, явлениям и облегчающих построение последовательного высказывания или развернутого ответа.
На всех этапах урока школьники должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. Обучение литературному языку является важной составляющей на уроке.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Практикую в качестве домашней работы мини – сочинения, цель которых от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие. Провожу «мозговые штурмы», «исторические суды» (над Иваном Грозным, Наполеоном, Гитлером, Сталиным и др.), «круглые столы» («Благотворительность в современном мире», «Как решить глобальные проблемы человечества?»), дискуссии («Мои права и обязанности в обществе», «Я ребенок, но я гражданин»), деловые игры, внеклассные мероприятия: «Рыцарский турнир», «Интеллектуальное кафе», встреча с интересным человеком, интервью и др.
Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.
Важнейшим условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запутанной. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, аргументировать ответ.
Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления, подсказывают направления дальнейшей работы. Неоценимо и воспитательное значение учебной дискуссии. Ее элементы можно применять на уроках с 5- 6 класса, а в полном объёме использовать в работе со старшеклассниками.
Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.
Ученики с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно - исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.
Внеклассные мероприятия активизируют интерес школьников к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции. С этой целью в 10-ых классах гуманитарного профиля веду факультативный курс «Секреты образцовой речи», цель которого – формирование у учащихся коммуникативной культуры.
В содержание курса входят вопросы о нормах литературного языка, общественном значении хорошей речи, характеристика главных коммуникативных свойств русской литературной речи, как логичность, информационная насыщенность, эмоциональность, выразительность, точность, простота, чистота, уместность, грамотность, образность, богатство и благозвучие). В процессе обучения использую следующие методы работы: конструирование, анализ, редактирование текста или высказывания, ролевые и деловые игры, устные сообщения учащихся, дискуссия, написание сочинений, памяток, газетных статей, проектов и творческих работ, изготовление наглядных пособий: таблиц, презентаций, карточек, участие в работе школьного пресс- центра, научного сообщества, семинар, научно- практическая конференция.
Эффективность проделанной учителем работы по развитию коммуникативных навыков школьников на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:
в росте качества знаний по истории и обществознанию (в обучаемых учителем классах);
в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;
в развитии коммуникативной компетенции учащихся;
в росте количества призеров олимпиад, конкурсов муниципального, республиканского и федерального уровня;
в значительном улучшении уровня воспитанности учащихся.
Литература:
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1986.
Андреев В.И. Деловая риторика: Практ. Курс делового общения и ораторского мастерства. – М., 1995.
Гойхман О.Я., Надеждина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. – М., 1997.