Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.10.2017

Статья просмотрена: 1314 раз

Библиографическое описание:

Евфимовская, А. В. Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности / А. В. Евфимовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45830/ (дата обращения: 16.12.2024).



Формирование коммуникативных умений — это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Всё, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности».

Выдвижение на первый план развития личности, а также её отдельных качеств, в том числе коммуникативных умений, находят отражение в государственных документах.

В «Концепции модернизации российского образования», в Образовательной программе школы и ряде других нормативных документов одна из задач начального образования определяется как «подготовка обучающихся с развитыми коммуникативными умениями. От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация в современном обществе.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что возникает необходимость решения важной педагогической проблемы — развитие коммуникативных универсальных действий.

Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Для определения степени сформированности коммуникативной компетенции у школьников необходимо сформулировать ее критерии. Критериями коммуникативной компетенции являются:

  1. письменная коммуникация — умение обучающегося изложить тему, имеющую сложную структуру, в соответствии с нормами жанра, соблюсти правила оформления текса и вспомогательной графики и представить информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации.
  2. устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, подготовленные наглядные материалы.
  3. продуктивная коммуникация — умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции.

Рассмотрим наиболее эффективные методы развития коммуникативной компетенции.

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Замеры учебного времени показали, что слушание занимает до 40 % в деятельности школьников, однако количество не переходит в качество: ученики иногда не воспринимают до 75 % устной информации, излагаемой на уроках. Умению слушать школьников надо учить.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его жизни. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, осваивает и механизмы порождения речи. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации, как в школе, так и за ее пределами. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности, ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.

Слушание — процесс внутренний, он не всегда управляется учениками.

Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на восприятие, узнавание и понимание речевых сообщений. Естественно, что смысловое восприятие речи зависит от того, насколько понятно, ясно высказывается учитель, от темпа, громкости, от того, какими приемами усвоения информации на слух владеют ученики и т. д.

На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах я использую работу впарах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.

  1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
  2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
  3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.

В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга.

Обязательный структурный компонент уроков в начальной школе — игра. Разновидностью учебной игры являются ролевые игры. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала. Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнером. Чтобы подготовить детей к участию в ролевых играх, предлагаю им различные творческие задания. Начало игры — это создание воображаемой ситуации. Игра может проходить в форме диалогов реальных лиц, диалогов животных и растений, диалогов неодушевленных предметов. Ролевая игра способствует не только развитию у детей способностей к коммуникации, но и грамотной речи.

Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться.

Формирование культуры диалогического взаимодействия является также одной из важнейших моих целей в организации дискуссии. В данной работе всегда помним о цели дискуссии: найти истину, решение, выход. Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом: задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: «Кто согласен?" Выслушивается следующий ученик, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними. Чтобы дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции (при помощи жестов или значков) на каждое высказывание ученика или самого учителя.

После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми.

Правила общего обсуждения:

‒ не говорить всем сразу;

‒ всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

‒ реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

‒ возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что:"

Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетенции школьников является метод проектов.

Применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

‒ принятие самостоятельных решений;

‒ умение ставить задачи и задавать вопросы;

‒ поиск нестандартных, оригинальных решений;

‒ способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

‒ раскрытие индивидуального потенциала.

Из вышеизложенного следует, что использование рассмотренных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать коммуникативные навыки младшего школьника.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
  2. Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников //Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6)
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, друг друга, современное общество, умение, ученик, метод проектов, начальная школа, организация дискуссии, учебный процесс, эффективный метод развития.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения через организацию проектной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения через организацию проектной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Задать вопрос