Формирование коммуникативных умений — это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Всё, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности».
Выдвижение на первый план развития личности, а также её отдельных качеств, в том числе коммуникативных умений, находят отражение в государственных документах.
В «Концепции модернизации российского образования», в Образовательной программе школы и ряде других нормативных документов одна из задач начального образования определяется как «подготовка обучающихся с развитыми коммуникативными умениями. От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация в современном обществе.
Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что возникает необходимость решения важной педагогической проблемы — развитие коммуникативных универсальных действий.
Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Для определения степени сформированности коммуникативной компетенции у школьников необходимо сформулировать ее критерии. Критериями коммуникативной компетенции являются:
- письменная коммуникация — умение обучающегося изложить тему, имеющую сложную структуру, в соответствии с нормами жанра, соблюсти правила оформления текса и вспомогательной графики и представить информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации.
- устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, подготовленные наглядные материалы.
- продуктивная коммуникация — умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции.
Рассмотрим наиболее эффективные методы развития коммуникативной компетенции.
Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Замеры учебного времени показали, что слушание занимает до 40 % в деятельности школьников, однако количество не переходит в качество: ученики иногда не воспринимают до 75 % устной информации, излагаемой на уроках. Умению слушать школьников надо учить.
Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его жизни. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, осваивает и механизмы порождения речи. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации, как в школе, так и за ее пределами. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности, ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.
Слушание — процесс внутренний, он не всегда управляется учениками.
Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на восприятие, узнавание и понимание речевых сообщений. Естественно, что смысловое восприятие речи зависит от того, насколько понятно, ясно высказывается учитель, от темпа, громкости, от того, какими приемами усвоения информации на слух владеют ученики и т. д.
На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах я использую работу впарах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.
- Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
- Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
- Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.
В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга.
Обязательный структурный компонент уроков в начальной школе — игра. Разновидностью учебной игры являются ролевые игры. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала. Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнером. Чтобы подготовить детей к участию в ролевых играх, предлагаю им различные творческие задания. Начало игры — это создание воображаемой ситуации. Игра может проходить в форме диалогов реальных лиц, диалогов животных и растений, диалогов неодушевленных предметов. Ролевая игра способствует не только развитию у детей способностей к коммуникации, но и грамотной речи.
Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться.
Формирование культуры диалогического взаимодействия является также одной из важнейших моих целей в организации дискуссии. В данной работе всегда помним о цели дискуссии: найти истину, решение, выход. Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом: задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: «Кто согласен?" Выслушивается следующий ученик, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними. Чтобы дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции (при помощи жестов или значков) на каждое высказывание ученика или самого учителя.
После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми.
Правила общего обсуждения:
‒ не говорить всем сразу;
‒ всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
‒ реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
‒ возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что:"
Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетенции школьников является метод проектов.
Применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
‒ принятие самостоятельных решений;
‒ умение ставить задачи и задавать вопросы;
‒ поиск нестандартных, оригинальных решений;
‒ способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
‒ раскрытие индивидуального потенциала.
Из вышеизложенного следует, что использование рассмотренных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать коммуникативные навыки младшего школьника.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
- Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников //Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.