Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 21.05.2018

Статья просмотрена: 1576 раз

Библиографическое описание:

Гришина, С. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности / С. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50441/ (дата обращения: 16.12.2024).



Новая школа — это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Д. Медведев

В соответствии с заказом правительства были разработаны и приняты к исполнению основные нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Профессиональный стандарт педагога.

В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен быть готов принять разных детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состоянии психического и физического здоровья (4.3 часть 3. Развитие) и использовать специальные подходы к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями образования; одарённых учеников, учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). (часть 4.1 Обучение)

Целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, т. е. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УДД): личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми со слабо выраженными отклонениями в психическом развитии, является комплекс мер по коррекции недостатков познавательного развития.

Дети с ЗПР в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. Кроме того проблемные дети отличаются недостаточным включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт возможность осознание своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет планировать свои действия. У детей с ЗПР такой потребности почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и словесным обозначением. Отмечается явный разрыв между действием и словом.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся.

Мой педагогический опыт позволяет мне утверждать, что формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности посредством интегрированных уроков, применение игровых технологий и проектной методики во внеурочной деятельности позволяет решать эти проблемы, а так же помогает в усвоении образовательных задач и сохранении работоспособности учащихся.

В своём выступлении я раскрою более подробно, как я это делаю.

Применение дидактической игры позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, а так же дидактические игры способствуют формированию самоконтроля.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с зпр.

Дидактическая игра является переходной формой от игры к учебе. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. «Игра для них учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Проводить игру можно на разных этапах урока.

Например, при изучении темы «Предложение» на уроке я работаю с деформированными предложениями. На «шариках», вырезанных из цветной бумаги, написаны слова, из которых учащиеся составляют предложения. Можно усложнить задание, увеличив количество шариков со словами, чтобы можно было составить 2–3 предложения.

Для развития логического мышления на уроках литературного чтения, русского языка я применяю игру «Кто быстрее». Задание — из букв данного слова составить другие слова, например — ХРАБРОСТЬ: ОСА, СОР, СТО, БРАТ, ТРОС, ХОР.

Для активизации мыслительной деятельности на уроках можно использовать занимательные задания, задачи-шутки, кроссворды, ребусы.

На этапе «Введение в тему», могу предложить учащимся такое задание:

Составить слова из 1-х (последних) букв слов

ДУШ — ОСА — МЯЧ –> ДОМ

Или учащиеся составляют слова по картинкам, выделяя 1-е (или последние звуки).

Особое внимание в своей работе я уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

Очень интересна детям игра «Поможем Незнайке». Предлагаю ситуацию: «Незнайка учится в 3 классе. Он решал примеры, а ответы записывал на листочке. Вдруг подул сильный ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Незнайка. «Как теперь быть?» — думает он». Ребята догадываются, что надо возвратить ответы — листочки на свои места. С радостью выполняют задание.

Также полезны игры с элементами соревнования. Так, например, для автоматизации вычислительных навыков используется пособие «Елочка». Двое учащихся выходят к доске и по команде учителя начинают решать числовые выражения. Выигрывает тот, кто больше решит примеров и прикрепит шарики (с ответами) на «Ёлочку».

Таким образом, одна из главных задач учителя, работающего в коррекционном классе — это активное включение учащихся в познавательный процесс и в этом учителю помогают игровые технологии, в частности дидактическая игра.

Так же положительно влияют на развитие познавательной активности и интересов учащихся интегрированные уроки. Эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных

процессов детей с ОВЗ, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным областям науки.

На интегрированных уроках дети с ОВЗ работают с интересом, усваивают необходимый по объему материал.

Таким образом, в результате интегрированного обучения:

– развивается интерес к предметам;

– повышается уровень знаний по предмету;

– происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на обращении к музыке, живописи, литературе;

– растет познавательный интерес детей с ОВЗ, который проявляется в желании активно работать на уроке и во внеурочное время;

– учащиеся включаются в творческую деятельность.

Схема, показывает возможности для формирования основных природоведческих и обществоведческих понятий содержанием и средствами других предметов начальной школы.

Темы комплекса интегрированных уроков по окружающему миру, которые я использую в работе, представлены в таблице 1

Таблица 1

В основе курс «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков

Тема блока

Внеклассное

чтение

Музыка

Технология

Изобразительное искусство

Практическая деятельность

«Где мы живём и что нас окружает»

Чтение стихов о Родине

Песня «Притяжение»

Изготовление модели Земли из пластилина

Рисование по представлению «Земля в иллюминаторе»

«Какой я представляю планету, глядя на глобус?» Сочинение.

Про воздух и воду

Чтение стихов о красоте водоёмов из журнала «Юный натуралист»

Слушание песен о реках

Оригами. Стаканчик.

Рисование по памяти «Река»

Сбор материалов для изготовления стенда «Водоёмы нашей страны»

Живое рядом (о комнатных растениях и животных живого уголка)

Загадки о комнатных растениях. Чтение отрывков из различных произведений о домашних животных

Слушание песни «Не дразните собак»

Аппликация «моя собака (кошка)»

Рисование собаки, кошки

Фотовыставка на тему: «Я и мой четвероногий друг»

Дикорастущие и культурные растения

Загадки о дикорастущих и культурных растениях

Слушание песни «Хлеб всему голова»

Изготовление книжки-малышки «Дикие и культурные растения»

Рисование различных растений для книжки — малышки

Организация выставки.

Экскурсия на Девичье поле

«Разнотравье Девичьего поля»

Все профессии важны

Стихи «А что у вас?», «Кем быть» В. Маяковского

Слушание песен о различных профессиях

Аппликация из ткани. Платье для куклы.

Рисование фигур человека — мальчика и девочки

Сочинение «Кем я стану, когда вырасту»

Важно отметить, что при подготовке интегрированных уроков происходит тесное взаимодействие ребёнка и учителя, которое приводит к более прочному усвоению материала. Я анализирую учебный материал, выбираю те уроки, которые целесообразней провести в интегрированной форме. В основном я провожу интеграцию уроков окружающего мира с другими предметами: музыкой, изобразительным искусством, технологией, внеклассным чтением.

Ведущую роль в формировании познавательных УУД для учащихся с ОВЗ должны играть и творческие методы обучения.

Во внеурочной деятельности я применяю метод проектов, который необходим для социальной адаптации детей с ОВЗ. Особенности применения метода проекта для детей с ОВЗ — это включение в деятельность родителей.

Проект даёт им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, интернетом, что в наше время очень важно. Поэтому в своей работе я стараюсь социализировать ребят для жизни в информационном обществе.

Исходя из этого, можно сказать, что исследовательская деятельность дает возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, свою фантазию; повышает самооценку у учащихся, у них появляется ответственность в коллективной работе, улучшается качество знаний, позволяет укрепить отношения между родителем и ребёнком.

А педагог в соответствии с профессиональным стандартом должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.

Таким образом, включение в урок нестандартных ситуаций, способствует формированию познавательных УУД у детей с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

В работе я использую рекомендации Ирины Ивановны Мамайчук по выявлению нарушений познавательной деятельности с ЗПР и формирования коррекционных задач.

Таблица 2

Рекомендации по выявлению нарушений познавательной деятельности удетей сЗПР иформированию коррекционных задач (поИ.И.Мамайчук)

Нарушение

Коррекционная задача

Прием

Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия

Формирование познавательных мотивов:

– Создание проблемных учебных ситуаций

– Стимулирование активности ребенка на занятиях

– Обращение внимания на тип семейного воспитания

Создание игровых учебных ситуаций, дидактические и развивающие игры

Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию

– Обучение ребенка планированию своей деятельности

– Организация ориентировки в заданиях

Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)

Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения

– Обучение контролю по результатам

– Обучение контролю по способам деятельности

– Обучение контролю в процессе деятельности

Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность.

Основываясь на работе ведущих специалистов в области педагогики и психологии, я формулирую для себя постулаты работы с детьми с ОВЗ:

– если хочешь, чтобы дети усвоили материал, научи их мыслить системно (например, основное понятие (правило) — пример (значение материала)

– помни, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найди способ научить ребёнка применять свои знания.

– творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими способами, чаще практикуй творческие задачи.

Литература:

  1. Международный научный журнал «Молодой учёный» № 37(171) / 2017. Гришина С. В. «Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития»
  2. Профессиональный стандарт педагога.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Брыкина Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «окружающий мир». М.:ВАКО,2004
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дидактическая игра, игра, урок, внеурочная деятельность, действие, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, учащийся, Девичье поле.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Развитие самоуправления в коллективе младших школьников через проектную деятельность в урочное и внеурочное время

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Развитие самоуправления в коллективе младших школьников через проектную деятельность в урочное и внеурочное время

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Задать вопрос