Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности
Авторы: Братчикова Юлия Владимировна, Шестакова Надежда Владимировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 23.01.2017
Статья просмотрена: 1615 раз
Библиографическое описание:
Братчикова, Ю. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю. В. Братчикова, Н. В. Шестакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11758/ (дата обращения: 16.12.2024).
Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности
Братчикова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
к.п.н., доцент кафедры психологии образования,
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет»,
г. Екатеринбург
e-mail: bratuv@yandex.ru
Шестакова Надежда Владимировна, студент
Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)
В статье раскрываются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, а также рассматривается практическое применение и результаты внедрения игровых технологий во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: умение учиться, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, младший школьник, игра
Образование стремительно развивается, на смену старому государственному стандарту вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Основным подходом в образование становится системно — деятельностный подход. [3]
В образовательной деятельности активно используется термин — «универсальные учебные действия». Понятие «учебные действия» рассматривается в трудах таких известных ученых: Т. В. Габай, Л. Л. Гуровой, В. В. Давыдова, И. А. Зимней, И. И. Ильясова, А. В. Карпова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Н. Ф. Талызиной, Э. Д. Телегиной, О. К. Тихомирова, Ю. Г. Фокина, Д. Б. Эльконина. И каждый из авторов имел свое собственное представление об учебных действиях. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. [2]
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Современный педагог в своей деятельности направлен на развитие всесторонней развитой личности. В учебном процессе развитие познавательных процессов является главной и основной целью педагога. Но параллельно с учебной деятельностью развитие ребенка предполагается и во внеурочной среде.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников (ФГОС)является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Воспитание и обучение должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Внеучебная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В ее основе не редко закладывают развитие личностных и метапредметных УУД.
Результативность данной деятельности, в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, обусловлены тем, что в качестве главного целевого ориентира рассматривается неурочная обстановка.
Из собственных наблюдений и опыта, а также опираясь на труды выдающихся ученых, таких как Л. С. Выготский, А. В. Петровский, В. С. Мухин, используя игровые технологии, обучение происходит более продуктивно. Так как является близким к возрастным особенностям младших школьников. [5]
Ведущим видом деятельности младших школьников является — обучение, но самым оптимальной и приемлемой для продуктивной деятельности в данном учебном учреждении является игра. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Известный российский психолог Л. С. Выготский, занимавшийся проблемой развития интеллектуальных способностей и логического мышления детей младшего школьного возраста, в своем основном труде «Культурно-историческая концепция развития основных мыслительных функций» отмечал, что у младших школьников наблюдается интенсивное развитие интеллекта. [5]
Умение логически мыслить, по мнению А. В. Петровского, включает в себя множество умений: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок.
Работая в общеобразовательной школе, мы нередко сталкиваемся с вопросом успеваемости учащихся. Данный вопрос касается не только подростков, у которых ведущий вид деятельности — общение. Это касается так же учащихся младших классов. Снижен интерес к обучению, низкий уровень интеллектуальных способностей, а также ряд подобных проблем мы встречаем у детей младшего школьного возраста.
В эпоху компьютерных технологий дети разучились размышлять, анализировать, а также играть. Таким образом, «Играя — учимся» — выбран девиз нашей деятельности как педагога — психолога и учителя начальных классов.
Опираясь на данные проведенных диагностик, учащихся 1–4 класса на предмет освоения универсально учебными действиями. Самые низкие показатели в овладении универсальными учебными действиями были результаты — познавательных УУД. Выявлено, что из 100 % обучающихся 49,1 % имеют средние показатели познавательных УУД, 20,9 % высокие показатели. С низкими показателями овладения познавательными УУД является около 30 % учеников.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Тем самым наблюдаем за динамикой развития каждого ребенка. Таким образом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности контингента, разработана коррекционно-развивающая программа «Интеллектуальные ступеньки» для учащихся начальных классов. [4]
Цель данной программы: Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников во внеурочной деятельности. Программа имеет 3 этапа, на каждом из этапов проводится диагностика динамики развития познавательных УУД.
Программа «Интеллектуальные ступеньки» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, состоит из 34 занятий (1 занятие в неделю). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на каждый год обучения в начальной школе.
Основным направление развития и коррекции познавательных УУД является игровые — путешествия. Учащиеся в ходе игры, анализируют, сравнивают, решают логические задачи, отгадывают кроссворды, работают в интерактивные игры. Все мероприятия направлены на групповое взаимодействие. В ходе реализации программы, ученики уже поучаствовали в дистанционных олимпиадах и показали положительные результаты.
На основе анализа изученной нами литературы, можно сделать вывод о том, что в процессе формирования умения учиться познавательные универсальные учебные действия занимают одно из важных мест.Таким образом, познавательные универсальные учебные действия имеют основное значение в овладении предметными знаниями в учебной деятельности школьников, так как включаются в ее структуру и связаны с регулятивными, личностными и коммуникативными универсальными учебными действиями.
Литература:
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
- Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию “психолог”. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. — 464 с. (серия “Библиотека психолога”).
- Горский В. А. (ред.) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Авторы: Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. — М.: Просвещение, 2010.
- Зверева Н. В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний»/ Зверева Н. В. -Москва, 1983г.
- Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников»/ Тихомирова Л. Ф. -Академия развития, 1999г.
- Удодова Н. И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
Ключевые слова
игра, универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, познавательные универсальные учебные действия, младший школьник, умение учитьсяПохожие статьи
Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...
Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий
В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...
Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...
Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...
Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...
Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...
Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка
В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы
В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий
В статье авторы исследуют связь развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира при использовании игр и игровых заданий.
Похожие статьи
Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...
Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий
В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...
Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...
Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...
Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...
Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...
Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка
В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы
В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий
В статье авторы исследуют связь развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира при использовании игр и игровых заданий.