В нашем обществе происходят постоянные перемены, требующие изменения в том числе и образовательного пространства, переопределения основных целей образования, которые будут учитывать потребности и интересы государства, общества и личности. Таким образом, обеспечение развития потенциала новых образовательных стандартов стало главным направлением развтия школьного образования. Современные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важная задача современного образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), которые обеспечивают компетенцию «научить учиться» [1].
Сформированность у учащихся УУД определяется их способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путём осознанного присвоения нового социального опыта [2]. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Учащиеся овладевают УУД на разных учебных предметах (в том числе на уроках математики), и в итоге у них формируется способность самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, в том числе самостоятельно организовывать процесс обучения.
В современной психолого-педагогической литературе к познавательным УУД относят:
‒ самостоятельное определение познавательной цели;
‒ поиск необходимой информации;
‒ структурирование знаний;
‒ грамотное выстраивание речи в устной и письменной форме;
‒ выбор наиболее эффективных способов решения задач;
‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
‒ определение основной и второстепенной информации;
‒ понимание и адекватная оценка языка СМИ;
‒ постановка и формулирование проблемы, разработка алгоритма деятельности для решения поставленной проблемы.
Важно отметить такое познавательное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
В процессе обучения математике особую группу познавательных УУД образуют знаково-символические действия:
‒ моделирование;
‒ изменение модели для выявления общих закономерностей, определяющих данную предметную область.
Не менее важным при изучении математики являются следующие логические универсальные действия:
‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
‒ синтез;
‒ выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
‒ выведение следствий;
‒ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
‒ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
‒ доказательство;
‒ выдвижение гипотез и их обоснование.
При этом, постановка и решение проблемы состоят из следующих этапов: формулирование проблемы и самостоятельная разработка способа решения задачи творческого и поискового характера.
Следует отметить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом школьников, в этом случае учащемуся легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Приведем примеры математических заданий, способствующих, по нашему мнению, формированию познавательных УУД.
Задание 1. Найди выражения, значения которых равны: (9+2)-7; 5–3+7+3; (6–6)+7–6; (4+3)+6; 4+7–6-1; 127*35+58*35. Объясни, как ты их искал.
Задание 2. К числам 792 и 264 добавьте третье число так, чтобы с помощью знаков действий из них можно было составить верные равенства. Запиши все возможные равенства. Выдели этапы решения этой задачи.
Задание 3. Цифры 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 5 и 6 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 13. Какие трудности у тебя возникли при решении задачи? Что следует предпринять для их устранения? Какие рекомендации можно дать в помощь решения этой задачи?
Мы привели лишь некоторые примеры заданий. Однако, учитывая важнейшую роль формирования познавательных УУД на уроках математики, сегодня от учителя требуется разработка соответствующего методического обеспечения.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011. — 224 с.
- Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 5. — С.5–12.