Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 30.05.2018

Статья просмотрена: 1629 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50966/ (дата обращения: 15.11.2024).



В нашем обществе происходят постоянные перемены, требующие изменения в том числе и образовательного пространства, переопределения основных целей образования, которые будут учитывать потребности и интересы государства, общества и личности. Таким образом, обеспечение развития потенциала новых образовательных стандартов стало главным направлением развтия школьного образования. Современные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важная задача современного образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), которые обеспечивают компетенцию «научить учиться» [1].

Сформированность у учащихся УУД определяется их способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путём осознанного присвоения нового социального опыта [2]. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Учащиеся овладевают УУД на разных учебных предметах (в том числе на уроках математики), и в итоге у них формируется способность самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, в том числе самостоятельно организовывать процесс обучения.

В современной психолого-педагогической литературе к познавательным УУД относят:

‒ самостоятельное определение познавательной цели;

‒ поиск необходимой информации;

‒ структурирование знаний;

‒ грамотное выстраивание речи в устной и письменной форме;

‒ выбор наиболее эффективных способов решения задач;

‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

‒ определение основной и второстепенной информации;

‒ понимание и адекватная оценка языка СМИ;

‒ постановка и формулирование проблемы, разработка алгоритма деятельности для решения поставленной проблемы.

Важно отметить такое познавательное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

В процессе обучения математике особую группу познавательных УУД образуют знаково-символические действия:

‒ моделирование;

‒ изменение модели для выявления общих закономерностей, определяющих данную предметную область.

Не менее важным при изучении математики являются следующие логические универсальные действия:

‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

‒ синтез;

‒ выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

‒ выведение следствий;

‒ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

‒ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

‒ доказательство;

‒ выдвижение гипотез и их обоснование.

При этом, постановка и решение проблемы состоят из следующих этапов: формулирование проблемы и самостоятельная разработка способа решения задачи творческого и поискового характера.

Следует отметить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом школьников, в этом случае учащемуся легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Приведем примеры математических заданий, способствующих, по нашему мнению, формированию познавательных УУД.

Задание 1. Найди выражения, значения которых равны: (9+2)-7; 5–3+7+3; (6–6)+7–6; (4+3)+6; 4+7–6-1; 127*35+58*35. Объясни, как ты их искал.

Задание 2. К числам 792 и 264 добавьте третье число так, чтобы с помощью знаков действий из них можно было составить верные равенства. Запиши все возможные равенства. Выдели этапы решения этой задачи.

Задание 3. Цифры 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 5 и 6 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 13. Какие трудности у тебя возникли при решении задачи? Что следует предпринять для их устранения? Какие рекомендации можно дать в помощь решения этой задачи?

Мы привели лишь некоторые примеры заданий. Однако, учитывая важнейшую роль формирования познавательных УУД на уроках математики, сегодня от учителя требуется разработка соответствующего методического обеспечения.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011. — 224 с.
  2. Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 5. — С.5–12.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, процесс обучения, урок математики, формулирование проблемы, число.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время по предметам искусства

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время по предметам искусства

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Задать вопрос