Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1439 раз

Библиографическое описание:

Боргоякова, О. П. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе / О. П. Боргоякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42297/ (дата обращения: 16.12.2024).



Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В. А. Сухомлинский

Данная тема очень актуальна в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Сегодня ФГОС ДО определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести такое интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки УУД: Коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации.

Что значит универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий дошкольника, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

На дошкольной ступени образования, детьми приобретается первичный опыт выполнения тех универсальных действий, которые характеризуют «эффективного деятеля» — «созидателя своей судьбы, продолжателя основания своей жизни» (А.Дистервег). Начальный, прожитый ребенком личный опыт культурного действия, как раз и становится тем процессом, который готовит прочную «основу» для последующего саморазвития и самовоспитания личности.

Сущность ивиды коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

‒ коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

‒ коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро — согласование усилий по достижению общей цели);

‒ коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого ребенка в ходе занятия проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).

Как мы знаем моменту поступления в школу ребенок уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6–7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество детей: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.

Для детей предшкольного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту. Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является использование различных упражнений и групповой работы.

  1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ/ ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ, ДИАГНОСТИКА

Взаимодействие

Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)

Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях.

1. Строить понятные для партнера высказывания, т. е. владеть вербальными и невербальными средствами общения.

2. Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми.

3. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

4. Уметь задавать вопросы.

5. Умение слушать собеседника.

6. Уметь позитивно относиться к процессу общения.

Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

Методика «Кто прав?» (методика Г. А. Цукерман и др.)

Кооперация

1. Согласованность усилий по достижению общей цели.

2. Осуществление совместной деятельности.

1. Покорность (подчинение), без внутреннего согласия авторитету партнера.

2. Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость на своем мнении).

1. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

2. Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания.

3. Уметь дружить, уступать, убеждать.

4. Уметь планировать общие способы работы

Задание «Рукавички» (методика Г. А. Цукерман и др.)

Интериоризация

Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

1. Отрыв речи от реальной деятельности.

2. Преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции (совместная работа).

1. Способность строить понятные для собеседника высказывания.

2. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

3. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

Задание «Левая иправая стороны» (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5–7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания

  1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
  2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
  3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
  4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:

‒ понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

‒ соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
  2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
  3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

Задание «Рукавички» (методика Г. А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5–7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

‒ продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

‒ умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

‒ взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

‒ взаимопомощь по ходу рисования;

‒ эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

‒ 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

‒ 2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

‒ 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Таким образом развивать коммуникативные универсальные учебные действия детей нужно систематически.

Литература:

  1. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О. М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 2. — С. 74–78.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. С. Белкин. — М.: Издательский центр Академия, 2000. — 192 с.
  4. Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А. В. Брагуца// Начальная школа. — 2011. — № 6. — С. 53–56.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, действие, правая рука, совместная деятельность, умение, учет позиции собеседника, высокий уровень, Критерий оценивания, левая рука, Метод оценивания.


Похожие статьи

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Похожие статьи

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Задать вопрос