Проблемы и направления формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Коробкова, М. О. Проблемы и направления формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / М. О. Коробкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 334-339. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109994/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрены понятие, сущность и значение коммуникативных универсальных учебных действий. Охарактеризованы технологии формирования КУУД. Разработана модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которая наряду с использованием определенных педагогических условий может применяться педагогами в общеобразовательных школах, с целью наиболее эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

The article discusses the concept, essence and meaning of communicative universal learning activities. The technologies of formation of universal educational actions are characterized. A model has been developed for the formation of communicative universal educational actions in younger schoolchildren, which, along with the use of certain pedagogical conditions, can be used by teachers in general education schools in order to most effectively form communicative universal educational actions in younger schoolchildren.

Современное образование в России характеризуется изменениями содержания, форм и методов обучения, которые регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС НОО). В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, посредством которого происходит формирование личности ученика, отвечающего запросам современного информационного общества, инициативного и компетентного гражданина России.

Основная цель образования заключается в развитии личности учащегося. Это достигается за счет усвоения универсальных учебных действий, которые представляют собой набор способов, позволяющих ученикам самостоятельно усваивать новые знания и формировать умения.

Однако, особое значение приобретают коммуникативные универсальные учебные действия, которые способствуют развитию всесторонней личности ученика и его успешности в будущем. Современное общество требует от людей не только знаний и умений, но и способности эффективно взаимодействовать с другими людьми, активно участвовать в организации своей и совместной деятельности, а также разрешать конфликты на основе учета интересов всех участников.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые определяет «Федеральный государственный образовательный стандарт» [8] и является одной из главной задач, сформулированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [9].

С. А. Тюрикова к коммуникативным УУД относит умение правильно определять тему высказывания и четко соблюдать ее границы; строить высказывания в соответствии с основной мыслью и адресатом речи, использовать наиболее весомые факты для раскрытия основной мысли; строить высказывания логически и последовательно, то есть устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, а также выбирать тип и стиль речи в зависимости от цели и ситуации общения; использовать различные языковые средства в соответствии с типом, стилем, жанром высказывания и т. д. [6]. Поэтому коммуникативные УУД — это умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения и планировать свою речь, целенаправленно организовывать общение и управлять им; умение быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро и точно находить адекватные содержанию акта общения коммуникативные средства, которые одновременно соответствуют ситуации общения, а также индивидуальным особенностям собеседника.

Некоторые ученые рассматривают коммуникативные УУД как феномен коммуникативной культуры ребенка, которая реализуется в ситуации общения, как группу умений, характеризующих личностные качества ребенка, необходимые для организации и реализации процесса общения и взаимодействия ребенка как коллективного субъекта учебной деятельности.

О. М. Арефьева трактует коммуникативные УУД как умение легко контактировать и налаживать отношения, вести диалог и участвовать в дискуссии; выступать с сообщением перед аудиторией, анализировать различные тексты, работать с информацией, готовить различные тексты и тому подобное 1.

Сформированность коммуникативных УУД имеет максимальное значение к моменту поступления в общеобразовательное учреждение, поскольку отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к росту тревожности и нарушает процесс социальной адаптации в целом.

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) — это комплекс умений и навыков, позволяющих детям эффективно общаться, взаимодействовать и сотрудничать друг с другом в процессе обучения. Они являются одним из основных компонентов личностно-ориентированного подхода в образовании.

Сущность КУУД заключается в том, что они помогают развивать коммуникативные компетенции обучающихся, такие как умение слушать, выражать свои мысли и чувства, аргументировать свою позицию, убеждать и договариваться. КУУД также способствуют развитию социальных навыков, таких как уважение к мнению других, толерантность, эмпатия и способность к сотрудничеству.

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)

Рис. 1. Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)

Описанные выше коммуникативные действия объединяет понятие «педагогическая коммуникация». Педагогическая коммуникация, по мнению С. Л. Троянской, — это организация педагогического процесса как общения, сотрудничества, взаимодействия на основе приема, переработки, передачи информации, а также личностных смыслов, ценностных отношений [4].

В ФГОС НОО заявлено, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивают овладение основными компетенциями, составляющую основу умения учиться.

Технологии формирования КУУД могут быть различными: игровые методы, работа в группах, ролевые игры, дискуссии, проектная деятельность и другие. Важно, чтобы эти технологии были адаптированы к возрастным особенностям младших школьников и способствовали их активному участию в процессе обучения.

Проблемы формирования КУУД могут быть связаны с отсутствием учителя методических знаний и практического опыта в использовании этих технологий, а также с недостаточной мотивацией обучающихся к участию в коммуникативных заданиях. Важно создавать условия для развития коммуникативных навыков обучающихся и поощрять их активное участие в коммуникативных процессах.

Для отслеживания особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий необходимо выделить основные группы коммуникативной деятельности.

Группы коммуникативных УУД в соответствие с преобладающей ролью коммуникации [1]

Рис. 2. Группы коммуникативных УУД в соответствие с преобладающей ролью коммуникации [1]

Обобщение опыта значительного числа образовательных учреждений различных видов, выявление особенностей развития универсальных учебных действий дали возможность разработать модель формирования коммуникативных УУД у младших школьников, которая включает три блока: «Организация учебной деятельности», «Организация работы с родителями» и «Организация предметно-пространственной среды».

Организация учебной деятельности включает в себя три направления, соответствующих группам коммуникативных УУД: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации.

Рассмотрим применение каждой технологии на уроках.

Технология обучения в сотрудничестве . Применение этой технологии способствует формированию у младших школьников коммуникации как кооперации.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает организацию учебной деятельности, в которой ученики работают в группах, совместно решают задачи, обмениваются информацией и опытом. Она основана на принципах кооперации, взаимодействия и взаимопомощи.

Суть этой технологии заключается в том, что ученики учатся не только от учителя, но и друг от друга. Они развивают навыки коммуникации, учатся слушать и выражать свои мысли, учатся работать в команде и добиваться общей цели.

Особенности применения технологии обучения в сотрудничестве:

  1. Работа в группах. Ученики объединяются в группы для выполнения заданий и проектов.
  2. Распределение ролей. Каждый ученик выполняет свою роль в группе, что способствует более эффективной работе.
  3. Взаимодействие и обмен опытом. Ученики общаются друг с другом, делятся своим опытом и знаниями.
  4. Самостоятельность и ответственность. Ученики самостоятельно принимают решения и несут ответственность за результаты своей работы.
  5. Обратная связь. Учителя и ученики делятся мнениями и отзывами о проделанной работе, что позволяет улучшать качество обучения.

Модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Рис. 3. Модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Технология обучения в сотрудничестве является эффективным инструментом формирования у младших школьников навыков коммуникации, кооперации и взаимодействия. Она способствует развитию творческого мышления, повышению мотивации и интереса к учебе [7].

Технология проблемно-диалогического обучения. Применение этой технологии способствует формированию у младших школьников коммуникации как условия интериоризации.

Технология проблемно-диалогического обучения (ПДО) является одним из современных подходов к обучению, который основан на активном участии учеников в процессе обучения. Она предполагает использование проблемных ситуаций и диалогов между учениками и учителем для достижения образовательных целей.

Суть технологии ПДО заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, которая требует решения со стороны учеников. Затем учитель и ученики начинают диалог, в ходе которого они обсуждают возможные пути решения проблемы. Учитель выступает в роли модератора и помогает ученикам формировать свои мысли и аргументировать свои идеи.

Основные принципы технологии ПДО:

— Активное участие учеников в процессе обучения.

— Создание проблемных ситуаций, которые требуют решения со стороны учеников.

— Использование диалога между учениками и учителем для достижения образовательных целей.

— Развитие у учеников критического мышления, способности анализировать и решать проблемы.

— Формирование коммуникативных навыков у учеников.

Особенности реализации технологии ПДО:

— Использование различных методов и приемов для создания проблемных ситуаций, например, игровые ситуации, моделирование реальных ситуаций и т. д.

— Организация диалога между учениками и учителем с использованием различных форм коммуникации (устной, письменной и т. д.).

— Активное привлечение учеников к обсуждению проблемных ситуаций и поиску решений.

— Систематический анализ и оценка результатов обучения для коррекции процесса обучения.

Применение технологии ПДО способствует формированию у младших школьников коммуникации как условия интериоризации. Ученики учатся выражать свои мысли и аргументировать свои идеи, слушать и понимать других людей, работать в команде и находить общие решения. Это помогает им не только в учебе, но и в жизни в целом [2].

Технология продуктивного чтения. Применение этой технологии способствует формированию у младших школьников коммуникации как взаимодействия и коммуникации как условия интериоризации.

«Данная технология применяется на уроках во втором полугодии. Например, на уроках литературного чтения, технология используется на всех уроках открытия нового знания, где учащиеся знакомятся с новыми произведениями (сказками, рассказами, стихотворениями). Урок с технологией продуктивного чтения обязательно включает три этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения» [5].

Организация работы с родителями , направленная на повышение их компетенции в вопросах формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД):

  1. Организация родительских собраний и консультаций. На таких встречах педагоги могут рассказать о том, что такое коммуникативные УУД, как они формируются у детей, какие методы и приемы используются в образовательном процессе.
  2. Выдача информационных материалов. Педагоги могут подготовить брошюры, статьи или другие информационные материалы, которые будут доступны родителям.
  3. Организация практических занятий для родителей. Педагоги могут пригласить родителей на занятия, на которых будут проводиться практические упражнения по развитию коммуникативных УУД.
  4. Использование электронных средств связи. Педагоги могут создать группы в социальных сетях или мессенджерах, где будут выкладываться информационные материалы, а также проводиться онлайн-консультации для родителей.
  5. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Педагоги могут предложить родителям принять участие в проведении уроков или мероприятий, связанных с развитием коммуникативных УУД.

Работа с родителями направлена на то, чтобы создать единую команду из учителей и родителей, которая будет работать над развитием коммуникативных УУД у детей. Такой подход поможет повысить эффективность образовательного процесса и дать детям необходимые навыки для успешной адаптации в современном обществе.

Организация предметно-пространственной среды , которая будет стимулировать развитие коммуникативных навыков у детей. Для этого можно использовать следующие методы:

  1. Организация игровых зон, где дети могут взаимодействовать друг с другом и общаться. Например, это может быть зона конструкторов, игровой кухни, зона театра или магазина.
  2. Использование различных материалов и игрушек, которые будут стимулировать развитие коммуникативных навыков. Например, можно использовать книги, пазлы, игры на развитие речи и т. д.

Таким образом, коммуникативное направление современного учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения позволяет реализовать ценностный, развивающий и воспитательный аспекты учебного предмета. Поэтому, каждый учитель должен разнообразить традиционные учебные формы оригинальными новациями, создавать уроки интересными для учащихся, дарить школьникам радостное ощущение и осознание собственных умственных сил, творческое воодушевление, развивать в них наблюдательность, внимательность и умение быстро и качественно анализировать речевой материал.

Для успешного формирования коммуникативных УУД школьников необходимо учитывать степень владения учителем коммуникативными умениями и возрастные особенности учащихся, связанные с одновременной потребностью в отделении и включении в группу. Поэтому необходимо сформировать у школьников целостную систему знаний о механизмах общения, учить находить способы познания себя и понимания других людей. Поскольку различия восприятия, понимания и переработки информации участников коммуникативного процесса ведут к появлению коммуникативных барьеров — психологических препятствий на пути адекватной передачи информации. И как следствие могут возникнуть объективные и субъективные барьеры, такие как: фонетическое непонимание (быстрая речь, слова-паразиты), социально-культурные барьеры (политические, религиозные, профессиональные и др.), семантические и стилистические, чувство неприязни и предвзятости в процессе общения

Представленная модель будет способствовать формированию каждой группы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Литература:

  1. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 3. — С.24–29.
  2. Александрова С. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в современных учебниках для начальной школы: сборник трудов конференции. // Общество и наука: векторы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 апр. 2023 г.) / редкол.: В. И. Кожанов [и др.] — Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. — С. 19–23.
  3. Игнатьева И. С. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / И. С. Игнатьева, З. А. Кокарева, Л. П. Никитина; под ред. Л. И. Буровой. — Вологда, 2012. — 316 с.
  4. Скрипова, С. В. Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / С. В. Скрипова // Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития: сб. ст. в 1ч / гл. ред. С. В. Кусов. — Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. — С. 19–25.
  5. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех [Текст] / С. Л. Соловейчик. — М.: АСТ, 2017. — 384 с.
  6. Тюрикова, С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С. А. Тюрикова. — ГРНТИ: 14 — Народное образование, 2014. — 50 с.
  7. Цукерман, Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя [Текст] / Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. — 2016. — № 2. — С. 3–33.
  8. ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) Электронный ресурс — Режим доступа: https://base.garant.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): действие, ученик, младший школьник коммуникации, группа, процесс обучения, учебная деятельность, технология обучения, условие интериоризации, школьник, формирование, учитель, умение, ситуация общения, родитель, развитие, образовательный процесс, модель формирования.


Похожие статьи

Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Предложенная статья поднимает одну из важнейших в современном образовании проблем — проблему формирования универсальных учебных действий. На основе анализа литературы автор обосновывает значимость регулятивных УУД в формировании личности младшего шко...

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

В статье раскрыто понятия «универсальные учебные действия», перечислены компоненты регулятивных универсальных учебных действий. Представлены результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьни...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Формирование личностных учебных действий у младших школьников

В статье «Формирование личностных учебных действий у младших школьников» рассмотрены формы и средства, которые использует педагог для развития личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Авторы предполагают, что особое вним...

Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий

В статье раскрываются приемы работы с вопросами в свете формирования регулятивных универсальных учебных действий в средней школе на основе таксономического подхода.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Формирование и развитие познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром

В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Психодидактична готовність майбутніх учителів початкової школи до використання дидактичних ситуацій

В статье рассмотрены вопросы использования дидактических ситуаций в подготовке будущих учителей начальной школы. Охарактеризованні основные психолого-дидактические проблемы использования дидактических ситуаций. Определено, что важным условием использ...

Похожие статьи

Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Предложенная статья поднимает одну из важнейших в современном образовании проблем — проблему формирования универсальных учебных действий. На основе анализа литературы автор обосновывает значимость регулятивных УУД в формировании личности младшего шко...

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

В статье раскрыто понятия «универсальные учебные действия», перечислены компоненты регулятивных универсальных учебных действий. Представлены результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьни...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Формирование личностных учебных действий у младших школьников

В статье «Формирование личностных учебных действий у младших школьников» рассмотрены формы и средства, которые использует педагог для развития личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Авторы предполагают, что особое вним...

Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий

В статье раскрываются приемы работы с вопросами в свете формирования регулятивных универсальных учебных действий в средней школе на основе таксономического подхода.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Формирование и развитие познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром

В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Психодидактична готовність майбутніх учителів початкової школи до використання дидактичних ситуацій

В статье рассмотрены вопросы использования дидактических ситуаций в подготовке будущих учителей начальной школы. Охарактеризованні основные психолого-дидактические проблемы использования дидактических ситуаций. Определено, что важным условием использ...

Задать вопрос