В статье дается обоснование актуальности проблемы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Автор раскрывает сущность основных терминов: «УУД», «личностные УУД», «регулятивные УУД», «познавательные УУД», «коммуникативные УУД». В статье приводятся примеры заданий, направленных на формирование отдельных универсальных учебных действия в разных учебных дисциплинах.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьный возраст.
Formation of universal educational actions in primary schoolchildren
Pryadko Darya Nikolaevna, student
Belgorod National Research University
The article substantiates the relevance of the problem of forming universal educational actions in primary school children. The author reveals the essence of the main terms: «UUD», «personal UUD», «regulatory OOD», «the OOD cognitive», «communicative UUD». The article provides examples of tasks aimed at the formation of separate universal educational programs in different academic disciplines.
Keywords: universal learning actions, personal universal learning actions, regulatory universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, primary school age.
В младшем школьном возрасте, который выступает важным периодом жизни ребенка, происходит переход на принципиально новую ступень его личностного развития. От полноценного проживания этого периода зависит уровень интеллекта, мотивации, желания и умения учиться, уверенности в своих силах. У ребенка перестраивается вся система отношений с действительностью, происходят различные изменения в организме, сознании и личности, т. е. наступает переломный момент, которому свойственно приобретение определенных новообразований. Все это является сензитивным периодом для становления мироощущения, необходимых навыков учебной работы, формирования универсальных учебных действий, организованности и саморегуляции.
Проблеме формирования отдельных аспектов универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста посвящены исследования Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. На важность формирования универсальных учебных действий младших школьников указывали Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.
В исследованиях установлено место и роль универсальных учебных действий в учебной деятельности (А. Г. Асмолов); перечислены и обоснованы психологические требования к развитию УУД на всех этапах обучения (А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова). Также определены основные критерии проверки эффективности формирования УУД (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова) разработаны метапредметные тесты для диагностики УУД (А. Г. Асмолов, Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, Л. Г. Петерсон).
С точки зрения А. Г. Асмолова, феномен «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении понимается как умение учиться, т. е. способность субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле данное понятие связывается с совокупностью способов действия обучающихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельность процесса усвоения новых знаний, формирования умений, включая организацию этого процесса [1].
Принято выделять следующие функции УУД:
– обеспечение возможностей обучающегося к самостоятельному осуществлению деятельности обучения, постановке учебных целей, поиску и исправлению необходимых средств и способов их достижения, контролю, оценке процесса и результата деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию [4].
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечается, что сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе [2].
К концу обучения в начальном звене у всех обучающихся по всем учебным дисциплинам должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, выступая основой умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия включают сформированность внутренней позиции обучающегося, высокую мотивационную готовность к приобретению знаний, включая образовательно-познавательную мотивацию, ориентацию на моральные ценности и правила, их соблюдение, способность к преодолению эгоцентричной личности — децентрации.
Регулятивные универсальные учебные действия предполагают овладение всеми видами учебных действий, которые включают способность принимать и сохранять учебную цель и задачи образовательной деятельности, планировать и реализовывать данную цель, контролировать и оценивать собственные действия, корректировать их в процессе выполнения.
Познавательные универсальные учебные действия подразумевают умение использовать знакомые и символические средства, овладевать моделированием и различными видами логической деятельности, в том числе основными приемами решения задач.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся следующие умения: учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с участниками образовательного процесса — учителями и обучающимися, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в своей речи [3].
Приведем примеры заданий, которые можно предложить младшим школьникам на разных уроках с целью формирования УУД.
Так, для формирования личностных УУД младшими школьникам на уроках русского языка рекомендуется применять задания такого вида: «Выбери из текста наиболее ценную для тебя информацию», «Вырази свое отношение к уроку, к одноклассникам», «Оцени себя, дай оценку своей работе» и т. д.
На уроках литературного чтения следует использовать такие задания как «Дай оценку действиям героя», «Проанализируй и охарактеризуй эмоциональное состояние и чувства героев произведения», «Сделай выбор, как правильно поступить?».
На уроках окружающего мира: «Оцени жизненную ситуацию (поступки людей) со своей точки зрения», «Определи и выскажи самые простые общие для всех людей правила поведения», «Сравни разные точки зрения» и др.
С целью формирования познавательных УУД на уроках математики рекомендуется использовать задания подобного типа: «Определите границы знания и незнания материала», «Выявите аналогию с предыдущим материалом», «Используй знаково-символические средства для создания моделей и схем», «Найди ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке» и т. п.
На уроках изобразительного искусства можно использовать: «Сравни и сгруппируй предметы и их образы», «Выдели признаки и свойства объектов», «Сделай различие между обоснованными и необоснованными суждениями», «Выяви особенности (признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения)» и т. д.
На уроках технологии: «Сделай выводы в результате совместной работы всего класса», «Обоснуй этапы решения учебной задачи», «Произведи анализ и преобразуй информацию», «Используй графическую модель для выполнения задания», «Презентуй подготовленную работу» и пр.
Для формирования коммуникативных УУД в уроки русского языка можно включать такие задания: «Прослушай и задай уточняющий вопрос», «Выполните задание, а затем поменяйтесь ролями», «Выслушай ответ другого и дай оценку», «Учитывай разные мнения и позицию собеседника», «Прочитай задание и объясни его партнеру» и т. д.
На уроках литературного чтения можно использовать: «Сравни разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида», «Выбери текст, соответствующий поставленной учебной задаче», «Проанализируй и исправь деформированный текст», «Составь план текста: раздели его на смысловые части, озаглавь каждую; перескажи по плану» и др.
На уроках окружающего мира: «Поучаствуй в диалоге на заданную тему» «Выполни заданные в учебнике проекты в группах», «Воспринимай текст с учетом поставленной учебной задачи, находи в тексте информацию, необходимую для ее решения», «Приведи аргументы, подтверди фактами» и пр.
Для формирования регулятивных УУД на уроках математики следует использовать такие задания как «Совместно с учителем сформулируй учебную проблему», «Самостоятельно определи цель своей деятельности», «Планируй работу на уроке», «Следи за намеченным планом», «Оцени и скорректируй полученный результат» и т. д.
На уроках изобразительной деятельности рекомендуется использовать следующие задания: «Объясни свои впечатления от картины», «Выясни значения непонятных для тебя слов», «Скорректируй свою работу», «Спланируй способы достижения намеченной цели», «Осуществи итоговый контроль деятельности» и др.
На уроках технологии можно использовать такие задания как «Выполни задание по алгоритму, плану, схеме», «Оцени полученный результат», «Оцени (сравни с эталоном) результаты чужой деятельности» и др.
Подводя итоги, пришли к выводу о том, что формирование системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий определяют развитие психологических особенностей личности и ее способностей, осуществляющихся в рамках нормативного развития личностной и познавательной сфер ребенка, в соответствии с возрастом. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности младшего школьника, определяя при этом зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Литература:
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
- Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785»
- Прокудин ЮП., Миленко Е. А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. — 2018. — № 173. — С. 136–144.
- Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. — 191с.