Согласно современным нормативно-правовым документам, основной целью образования является развитие личности обучающегося. На первое место встает подготовка полноценного члена общества, готового непрерывно учиться. Достижение результата будет возможно с помощью формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД). А. Г. Асмолов отмечает, что «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, c. 26]. Значимое место уделяют формированию УУД, начиная с начальной школы. ФГОС НОО «устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: <…> метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [2].
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [1, c. 28]. Каждая из групп требует пристального внимания в процессе научения. В контексте учебных дисциплин происходит формирование разных видов УУД и определенного разграничения по предметам нет. Формирование перечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и дисциплины учитель выбирает различные способы работы для развития УУД. Далее следует таблица, где представлены УУД, которые должны формироваться на уроке.
Таблица
Фрагменты тематического планирования курса «Математика» 1 класс
Тема урока |
Элементы содержания урока |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные), характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты (предметные) |
|||
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
|||
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. |
Роль математики в жизни людей и общества. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями. |
- формировать положительное отношение к школе; - развивать готовность к сотрудничеству и дружбе. |
-предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики. |
-сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. |
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
-ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; -знать навигационную систему учебника (систему условных знаков). |
Сравнение групп предметов |
Сравнение групп предметов: «больше», «меньше», «столько же». |
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. |
- прогнозировать результат своей деятельности. |
- анализировать объекты; - осуществлять сравнение; - овладевать действием моделирования. |
- учитывать разные мнения и уметь обосновать собственное. |
- сравнивать две группы предметов; - делать вывод, в каких группах предметов поровну, в какой группе предметов больше (меньше). |
Число 0. |
Название и запись цифрой натурального числа 0. Сложение и вычитание с числом 0. |
- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие. |
- организовывать свою деятельность. |
- выделять и формулировать познавательную цель. |
- участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
- определять место числа 0 в последовательности чисел от 0 до 10; - писать цифру 0, соотносить цифру 0 и число 0. |
Решение примеров и простых текстовых задач. |
Решение текстовых задач арифметическим способом. Дополнение условия недостающими данными или вопросом. |
- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие. |
- прогнозировать результат своей деятельности. |
- структурировать знания. |
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
решать текстовые задачи арифметическим способом; - дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. |
Проверочная работа |
Контроль и учет знаний |
- формировать адекватную, позитивную самооценку и самоприятие. |
- контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. |
- применять знания и способы действий в измененных условиях. |
- осуществлять рефлексию своих действий. |
- соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать и делать выводы. |
Подготовка к введению задач в два действия. |
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач. |
- формировать адекватную мотивацию учебной деятельности. |
- осмысливать способы и приемы работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных. |
- строить логическую цепь рассуждений |
- слушать и вступать в диалог |
- наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. |
Овладение универсальными учебными действиями открывает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Литература:
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).