Формирование познавательных учебных действий младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.11.2022

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Софиенко, М. С. Формирование познавательных учебных действий младших школьников / М. С. Софиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 395-397. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96141/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Рассматриваются особенности формирования познавательных учебный действий. Описаны способы, методы формирования познавательных учебных действий младших школьников в начальных классах.

В связи с переменами в нашем нынешнем мире, в современном обществе происходит активное развитие информационно-цифровых технологий. Эти перемены в корне меняют жизнь современного человека. Они призывают человека к необходимости изучения и познавания нового, требуют быть настроенными на социализацию к непостоянности и неопределенности нашего мира. Поэтому важными направлением деятельности начального образования является формирование универсальных учебных действий младших школьников.

В нашем мире, который постоянно меняется младшему школьнику во взрослой жизни нужно быть востребованным и приносить пользу современному обществу. Это говорит о том, что нужно в самом раннем возрасте учить ребенка умению рассуждать, обдумывать действия, познавать новое, самостоятельно получать и осваивать новые знания. Высокая степень сформированности универсальных учебных действий (УУД) у младшего школьника приведет к успеху в социальном взаимодействии и умению работать с информационными источниками. Процесс сформированности УУД длится в течении всего школьного периода.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования универсальные учебные действия рассматриваются как «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 3].

По мнению В. А. Шабанова универсальные учебные действия (УУД) характеризуются как «совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают полученные ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например: умения самоорганизации процесса учения)» [2].

В широком понятии «универсальные учебные действия» характеризуются как «умение учиться». Оно предполагает полное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебную цель, задачу, учебные действия и операции).

В более узком понятии учебные действия (УУД) рассматривается как способы действий и навыков учащегося, которые помогают ему самостоятельно получать и осваивать новые знания, делать собственные выводы и строить умозаключения, т. е. если до сегодняшнего дня в процессе обучения школьники могли сделать вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Главная цель начального образования — это «научить учиться». В скором времени это будет способствовать успешному учебному процессу.

ФГОС НОО определяет требования к формированию у школьников метапредметных результатов — универсальных учебных действий (познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных), которые становятся основой для получения ключевых компетенций, «составляющих основу умения учиться» [3]. Именно познавательные учебные действия ставят задачу подготовить учащихся к высокому уровню познавательной активности в процессе обучения.

Н. А. Федосова «познавательные учебные действия» отмечала, как систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операции по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации».

Можно сделать вывод, что именно познавательные учебные действия позволяют учащимся формировать умения к познанию новых знаний, умению совершать поиск нужной информации и обрабатывать ее и правильно использовать в процессе всего обучения.

Модуль познавательных учебных действий по ФГОС НОО делится на:

  1. общеучебные
  2. логические
  3. постановку и решение учебной проблемы

Все они позволяют учащимся учиться умению совершать поиск нужной информации, грамотно ее структурировать. Учит совершать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) у младших школьников. Учат ставить и формулировать проблему и определять путь ее решения.

Можно сделать заключение, что формирование познавательных учебных действий подаются через мышление, стимулирование и поощрения познавательной активности учащегося со стороны педагога. Познавательная активность формируется в играх, общении, взаимодействии со сверстниками и другими людьми. При этом должен проявляться интерес самого учащегося, как одно из главных условий. Без интереса, как у любого ученика пропадает желание учиться. Для этого необходимо соблюдать ряд условий для формирования познавательных учебных действий:

— проектировать учебный материал с учетом потребности и интереса ученика

— использовать методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста

— создавать проблемную ситуацию для проявления познавательной активности в процессе развития познавательной деятельности на уроках

При формировании познавательных учебных действий нужно учитывать взаимосвязь между новыми понятиями и предыдущем опытом учащихся. Это позволит младшим школьникам легче осваивать новый материал.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сам процесс формирования познавательных учебных действий заключается в добывании «новых знаний», которые позволяют выполнить анализ и сравнение предметов, определить их сущность и использовать в процессе дальнейшего обучения ребенка в школе. Полученный опыт обеспечивает благополучность дальнейшего обучения младшего школьника в течении всей его жизни.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. — 2009 г.
  2. Шабанова В. А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: автореф. канд. психол. наук. М., 2014.
  3. Бунеева, Е. В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. / Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, С. А. Козлова, О. В. Чиндилова. — М.: Баласс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, младший школьник, познавательная активность, умение, школьник, начальное образование, нужная информация, процесс обучения, современное общество, формирование.


Похожие статьи

Формирование и развитие познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром

В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.

Проблемы и направления формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрены понятие, сущность и значение коммуникативных универсальных учебных действий. Охарактеризованы технологии формирования КУУД. Разработана модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, кото...

Формирование личностных учебных действий у младших школьников

В статье «Формирование личностных учебных действий у младших школьников» рассмотрены формы и средства, которые использует педагог для развития личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Авторы предполагают, что особое вним...

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы

В статье раскрываются смысл и содержание экологического воспитания у детей средней группы детского сада.

Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики

В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

О некоторых особенностях организационного этапа современного урока в начальной школе

В данной статье рассмотрены особенности организационного этапа современного урока в начальной школе, описаны эффективные приемы психологического настроя младших школьников на усвоение изучаемого содержания. Охарактеризованы некоторые способы реализац...

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.

Похожие статьи

Формирование и развитие познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром

В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.

Проблемы и направления формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрены понятие, сущность и значение коммуникативных универсальных учебных действий. Охарактеризованы технологии формирования КУУД. Разработана модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, кото...

Формирование личностных учебных действий у младших школьников

В статье «Формирование личностных учебных действий у младших школьников» рассмотрены формы и средства, которые использует педагог для развития личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Авторы предполагают, что особое вним...

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы

В статье раскрываются смысл и содержание экологического воспитания у детей средней группы детского сада.

Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики

В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

О некоторых особенностях организационного этапа современного урока в начальной школе

В данной статье рассмотрены особенности организационного этапа современного урока в начальной школе, описаны эффективные приемы психологического настроя младших школьников на усвоение изучаемого содержания. Охарактеризованы некоторые способы реализац...

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.

Задать вопрос