Статья посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Рассматриваются особенности формирования познавательных учебный действий. Описаны способы, методы формирования познавательных учебных действий младших школьников в начальных классах.
В связи с переменами в нашем нынешнем мире, в современном обществе происходит активное развитие информационно-цифровых технологий. Эти перемены в корне меняют жизнь современного человека. Они призывают человека к необходимости изучения и познавания нового, требуют быть настроенными на социализацию к непостоянности и неопределенности нашего мира. Поэтому важными направлением деятельности начального образования является формирование универсальных учебных действий младших школьников.
В нашем мире, который постоянно меняется младшему школьнику во взрослой жизни нужно быть востребованным и приносить пользу современному обществу. Это говорит о том, что нужно в самом раннем возрасте учить ребенка умению рассуждать, обдумывать действия, познавать новое, самостоятельно получать и осваивать новые знания. Высокая степень сформированности универсальных учебных действий (УУД) у младшего школьника приведет к успеху в социальном взаимодействии и умению работать с информационными источниками. Процесс сформированности УУД длится в течении всего школьного периода.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования универсальные учебные действия рассматриваются как «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 3].
По мнению В. А. Шабанова универсальные учебные действия (УУД) характеризуются как «совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают полученные ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например: умения самоорганизации процесса учения)» [2].
В широком понятии «универсальные учебные действия» характеризуются как «умение учиться». Оно предполагает полное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебную цель, задачу, учебные действия и операции).
В более узком понятии учебные действия (УУД) рассматривается как способы действий и навыков учащегося, которые помогают ему самостоятельно получать и осваивать новые знания, делать собственные выводы и строить умозаключения, т. е. если до сегодняшнего дня в процессе обучения школьники могли сделать вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Главная цель начального образования — это «научить учиться». В скором времени это будет способствовать успешному учебному процессу.
ФГОС НОО определяет требования к формированию у школьников метапредметных результатов — универсальных учебных действий (познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных), которые становятся основой для получения ключевых компетенций, «составляющих основу умения учиться» [3]. Именно познавательные учебные действия ставят задачу подготовить учащихся к высокому уровню познавательной активности в процессе обучения.
Н. А. Федосова «познавательные учебные действия» отмечала, как систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операции по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации».
Можно сделать вывод, что именно познавательные учебные действия позволяют учащимся формировать умения к познанию новых знаний, умению совершать поиск нужной информации и обрабатывать ее и правильно использовать в процессе всего обучения.
Модуль познавательных учебных действий по ФГОС НОО делится на:
- общеучебные
- логические
- постановку и решение учебной проблемы
Все они позволяют учащимся учиться умению совершать поиск нужной информации, грамотно ее структурировать. Учит совершать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) у младших школьников. Учат ставить и формулировать проблему и определять путь ее решения.
Можно сделать заключение, что формирование познавательных учебных действий подаются через мышление, стимулирование и поощрения познавательной активности учащегося со стороны педагога. Познавательная активность формируется в играх, общении, взаимодействии со сверстниками и другими людьми. При этом должен проявляться интерес самого учащегося, как одно из главных условий. Без интереса, как у любого ученика пропадает желание учиться. Для этого необходимо соблюдать ряд условий для формирования познавательных учебных действий:
— проектировать учебный материал с учетом потребности и интереса ученика
— использовать методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста
— создавать проблемную ситуацию для проявления познавательной активности в процессе развития познавательной деятельности на уроках
При формировании познавательных учебных действий нужно учитывать взаимосвязь между новыми понятиями и предыдущем опытом учащихся. Это позволит младшим школьникам легче осваивать новый материал.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сам процесс формирования познавательных учебных действий заключается в добывании «новых знаний», которые позволяют выполнить анализ и сравнение предметов, определить их сущность и использовать в процессе дальнейшего обучения ребенка в школе. Полученный опыт обеспечивает благополучность дальнейшего обучения младшего школьника в течении всей его жизни.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. — 2009 г.
- Шабанова В. А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: автореф. канд. психол. наук. М., 2014.
- Бунеева, Е. В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. / Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, С. А. Козлова, О. В. Чиндилова. — М.: Баласс, 2012.