Автором данной статьи рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях модернизации образования. Раскрываются подходы известных ученых к поэтапному формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, этапы формирования УУД, младшие школьники
В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования у младших школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. Актуальность данной проблемы связана с тем, что основная задача по решению данной проблемы возлагается на педагогов, которые непосредственно работают с детьми. Однако необходимо отметить, что недостаточно внимания уделяется вопросу подготовки специалистов к данной работе — педагогов, педагогов-психологов образовательных учреждений.
Информатизация современного общества способствует постепенному увеличению объема знаний, информации, которой должен владеть каждый человек, в том числе и школьник. «Насыщенность» школьной программы постоянно увеличивается, включая все новые и новые знания о мире, материи и жизни. Знания постепенно устаревают, становятся не актуальными, потому по окончании школы образование, как правило, не заканчивается, возникает тенденция «обучения через всю жизнь». Так же как меняются и расширяются взгляды на мир, меняется и законодательная база образования в нашей стране. Так, с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), произошли существенные изменения в образовании на разных ступенях его получения. Данный стандарт определил в качестве главных результатов обучения не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Таким образом, обучение детей в школе направлено на формирование у них универсальных учебных действий, с помощью которых школьники могут продуктивно и самостоятельно учиться, то есть «уметь учиться». Данной цели можно достичь только путём сознательного, активного присвоения школьниками социального жизненного опыта. Бывшие в прошлом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные соответствующих видов целенаправленных действий, то есть, они производятся, хранятся и используются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся [2].
Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматриваются в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме. В изученных нами работах, однако, однозначного решения, на наш взгляд, не было представлено.
В научных изысканиях авторов представлены разнообразные техники для развития различных сторон ребенка: моторики, внимания, а так же других познавательных процессов, но не все они адаптированы к введению ФГОС, что в данный момент крайне необходимо. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучения младших школьников, по-прежнему остается формирование у них универсальных учебных действий (УУД) [5].
Изучаемый нами вопрос с точки зрения педагогической проблемы рассматривается нами следующим образом.
Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Данная задача — несомненно стоит перед каждым учителем. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. У данных авторов существует, свой профессиональный взгляд на данную проблему, которую авторами статьи старались уже отразить в предыдущих научных статьях [3].
Так же важным аспектом, определяющим формирование познавательных УУД у младших школьников является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.). Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Как отмечает А.Г. Асмолов, формирование УУД происходит в ходе усвоения обучающимися различных дисциплин, запланированных учебным планом. При этом, в каждом изучаемом предмете и даже в каждой конкретной теме заложены свои особенности формирования УУД, в зависимости от содержания и форм организации учебной деятельности [1].
И.М. Осмоловская отмечает, что в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия. Можно сказать, что учебная деятельность (так же как и любая другая) включает в себя несколько компонентов — действий, операций, мотивов, задач.
Можно выделить следующие характеристики деятельности обучения, которые отличают ее от других:
– она сконцентрирована на освоение учебного материала, а так же решение учебных задач;
– изучение научных понятий и способов действий;
– обучение способствует личностному изменению в самих обучающихся;
– данные изменения обучающихся происходят в психике и поведении и зависят от личной включенности в обучение и применение собственных сил и действий [4].
Анализируя проблематику формирования познавательных УУД младших школьников, можно сказать, что разработан большой объем теоретического материала, который может служит основой работы педагогов школы по решению данной проблемы. Но, не смотря на это, можно сказать, что существует проблема практического внедрения знаний в работу школы. Отсутствуют конкретные механизмы работы по решению данной проблемы, к тому же, данные теоретические разработки несколько устарели в связи с меняющейся ситуацией в современном образовании.
С точки зрения психологической проблемы мы рассматриваем данный вопрос следующим образом.
Понятие об универсальных учебных действиях исходит из психологии, так как предваряет изменения в психике и сознании ребенка. Для более качественной оценки и целенаправленного планирования занятий выделяют несколько видов УУД: личностные; регулятивные (в том числе саморегуляция); познавательные и коммуникативные. В данной статье рассматривается формирование познавательных УУД, как наиболее важных и значимых для освоения необходимого объема знаний ребенком. Они включают в себя общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения задач. Познавательные универсальные учебные действия — один из главных факторов достижения успеха в обучении в школе и ВУЗе, к тому же, они оказывают влияние на развитие и эффективность различных видов деятельности, самооценку, самоопределение учащегося.
Что же содержат в себя познавательные универсальные учебные действия? К ним можно отнести следующие умения:
– умение читать и осмысливать тексты, относящиеся к различным стилевым и жанровым категориям и соотносить их с целями;
– умение производить логические действия для сравнения, анализа, обобщения, нахождения причинных связей;
– умение выделять принципиальные отличия в предметах и явлениях;
– умение применять базовые понятия, изучаемые на различных предметах;
– умение использовать различные знаково-символические средства для предоставления информации;
– умение решать стоящие перед обучаемым проблемы творчески, самостоятельно находить решение [1].
Формирование данных умений в контексте формирования познавательных универсальных учебных действий способствует включению разных видов памяти, развивает наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать выводы.
П.Я. Гальперин сформулировал теорию планомерного поэтапного формирования действий и понятий, а так же выделил этапы формирования УУД, то есть интериоризации действия:
- Создание мотивационной основы, формирование положительного отношения обучающегося к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала. В дальнейшем это отношение может смениться на полярное, но на данном этапе очень заинтересовать обучающегося.
- Оформление системы ориентиров, необходимых для эффективного запоминания материала и продуктивного обучения.
- Оформление действия в материализованной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
- Преобразование действия во внешней речи. Именно преобразованная самим обучающимся речь становится основой последующих самостоятельных действий.
- Действие во внешней речи "про себя", когда объем озвученных действий сокращается, переходят во внутренний умственный план действий.
- Совершение действия в скрытой речи — этап умственного действия.
Формирование действия, понятия или образа может проходить с «пропуском» некоторых этапов, указанных выше, исходя из прошлого личного опыта каждого обучающегося, которое способствует более быстрому овладению новыми формами деятельности.
Анализируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что достижение поставленной цели — формирования познавательных УУД младших школьников, не возможно без целенаправленной работы педагога-психолога. Данный специалист должен в своей работе использовать актуальные данные о проблеме, составлять и реализовать программу по планомерному формированию (на протяжении всего обучения) УУД у обучающихся. Но нельзя не выделить тут ряд проблем: отсутствие исследований по подтверждению эффективности программ работы педагога-психолога, а также отсутствие во многих образовательных учреждениях (например, в малокомплектных школах) должности психолога, который будет осуществлять сопровождение обучающихся.
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников является на данный момент важной психолого-педагогической проблемой, требующей решения. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. В настоящее время, в век компьютеров и новых информационных технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться». Изучение данных вопросов является перспективой исследования и, в дальнейшем, нами более подробно будет отражен вопрос психолого-педагогического сопровождения процесса формирования универсальных учебных действий.
Литература:
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб.: КАРО, 2007. -144 с.
- Митичева Т.И., Маслова В.С., Феоктистова Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Митичева Т.И., Маслова В.С., Феоктистова Е.А. — Альманах современной науки и образования. 2015. № 5 (95). С. 129-131.
- Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6.
- Щеулова, Е.А. Развитие познавательных УУД младших школьников техникой «зентангл» / Е.А. Щеулова — Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1793-1795.