Психолого-педагогические условия мониторинга развития универсальных учебных действий младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Миронова, О. А. Психолого-педагогические условия мониторинга развития универсальных учебных действий младших школьников / О. А. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 891-893. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34642/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрены психолого-педагогические условия эффективного проведения мониторинга универсальных учебных действий младших школьников. Выявлены проблемы и недостатки сформировавшейся системы мониторинга, на основании которых предложены пути решения проблем и устранения недостатков по организации и проведению педагогического мониторинга.

Ключевые слова: мониторинг, универсальные учебные действия, психолого-педагогические условия

This article describes the psychological and pedagogical conditions for effective monitoring of universal educational actions of Junior schoolchildren. Identified problems and shortcomings of the developed monitoring system on the basis of which proposed solutions to the problems and deficiencies in the organization of pedagogical monitoring.

В настоящее время для оценки качества образования в педагогической среде очень часто рассматривают результаты международного исследования PISA. В данном исследовании Россия принимала участие 5 раз, но результаты с каждым годом снижались. Ключевой вопрос исследования — «Обладают ли учащиеся получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» [1]. После всестороннего анализа текущего состояния проблемы, было выявлено, что образование направленно на усвоение обучающимися школьной программы, и формирование определенных умений и навыков, которые теряют свою актуальность и значимость уже после 2–4 лет после окончания школы. Это послужило причиной ряда изменений в сфере образования (ее модернизации): в октябре 2006 года президент Д. А. Медведев подписал приказ о разработке Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Важнейшая задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [2]

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

‒ личностный;

‒ регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

‒ познавательный;

‒ коммуникативный.

Для достижения заданных в ФГОС НОО результатов необходима чёткая система диагностики развития предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. В «Новых» стандартах не прописаны психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно организовать процедуру мониторинга развития универсальных учебных действий, что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе. Таким образом, перед педагогическими коллективами образовательных организаций встал вопрос о том как «правильно» организовать мониторинг формирования универсальных учебных действий.

Остановимся на некоторых аспектах проведенного нами исследования данной проблемы. Мы проанализировали систему мониторинга универсальных учебных действий одного из образовательных учреждений г. Богородска и созданных педагогическим коллективом образовательной организации условий проведения процедуры мониторинга у младших школьников. На наш взгляд существующая система мониторинга имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинствами стали:

‒ подбор методик и диагностик, соответственно возрастным нормам ребят;

‒ выполнение единых критериев оценивания УУД во всей начальной школе, что позволяет сравнить и проанализировать результаты по параллелям и по всей школе в общем.

‒ работа проводится непрерывно, на основе циклограммы.

К недостаткам можно отнести:

‒ неподготовленность ребят к общению с новым человеком (психологом);

‒ непросвещенность родителей о предстоящем мониторинге, его целях и значимости;

‒ фронтальная работа с классом, без ориентации на личность каждого обучающегося;

‒ неподготовленность материально-технической базы к проведению мониторинга сформированности УУД;

‒ отсутствие работы по формированию интереса к мониторингу, его значимости среди педагогического коллектива организации.

С целью коррекции недостатков процедуры мониторинга УУД считаем целесообразным:

‒ осуществлять качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;

‒ проводить оценивание и отслеживание комфортности образовательной среды для каждого субъекта исследования;

‒ создать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе, содействующий проявлению заинтересованности к мониторингу, его результатам;

‒ скорректировать диагностический инструментарий с целью более объективной оценки развития УУД у обучающихся начальной школы в процессе педагогического мониторинга; предполагающего сочетание количественных и качественных методов измерения;

‒ осуществлять координацию требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе;

‒ проводить системную работу по педагогическому просвещению родителей с целью снижения возможных рисков (психологического характера) у обучающихся при проведении процедуры мониторинга.

Конкретизируем содержание каждого из названных условий, сформулируем некоторые рекомендации:

  1. Классному руководителю усилить индивидуальную работу по формированию у обучающихся положительного отношения к учебной деятельности и особое внимание следует уделить детям с низким уровнем мотивации к учебе.
  2. Способствовать созданию положительного эмоционального фона, связанного со школой (продумать систему работы с родителями младших школьников по вопросам, связанным с мотивацией учения, интереса к обучению, психологического комфорта в ходе обучения, проблемами общения и др., создавая тем самым позитивное, положительное отношение к школе).
  3. Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  4. Использовать индивидуальный подход на уроке, стараться переключать внимание ребят каждые десять минут, преподносить материал в игровой форме, использовать для снятия напряжения и усталости различные физические упражнения.
  5. Для учащихся с низким уровнем познавательных УУД рекомендуется максимально учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  6. Для развития психических познавательных процессов психологу — коррекционно–развивающие занятия на развитие мыслительных процессов.
  7. Для создания благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе, способствующего проявлению заинтересованности к мониторингу, его результатам, психологу рекомендуем 4 раза в год проводить упражнения для снятия барьера в общении: ученик — ученик, ученик — педагог.
  8. С целью снижения возможных рисков (психологического характера) у обучающихся при проведении процедуры мониторинга учителем и психологом желательно ежеквартально проводить системную работу по педагогическому просвещению родителей (педагогические лектории, мастер-классы, родительские собрания; разработать рекомендации и памятки).

Считаем, что реализация данных условий будет обеспечивать более объективную оценку достижения учащихся в ходе процедуры мониторинга развития универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Асмолов А. Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243
  3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://school4nv.web-box.ru/document/profsouz
  4. Программа формирования УУД [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.school4-golovko.narod.ru/2011/02.02.2011/realisazija_FGOS/Osn_programma/6.htm
  5. ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429
Основные термины (генерируются автоматически): действие, начальная школа, педагогический коллектив, PISA, благоприятный микроклимат, обучающийся, педагогический мониторинг, педагогическое просвещение родителей, положительное отношение, проведение процедуры мониторинга, проявление заинтересованности, психологический характер, системная работа, цель снижения.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Реализация интегрированного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС

В статье дано теоретическое и методическое обоснование механизма интегрированного обучения, направленного на совершенствование физической культуры детей школьного возраста; определены слабые звенья в системе совершенствования физического состояния де...

Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения

В статье описывается информационная система профессионального самоопределения, сформулированы требования к функциональности системы, обеспечивающие повышение эффективности процесса выбора профессии за счет автоматизации профориентационных процедур и ...

Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с формированием системы универсальных учебных действий средствами школьного курса биологии 6 класса.

Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Реализация интегрированного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС

В статье дано теоретическое и методическое обоснование механизма интегрированного обучения, направленного на совершенствование физической культуры детей школьного возраста; определены слабые звенья в системе совершенствования физического состояния де...

Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения

В статье описывается информационная система профессионального самоопределения, сформулированы требования к функциональности системы, обеспечивающие повышение эффективности процесса выбора профессии за счет автоматизации профориентационных процедур и ...

Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с формированием системы универсальных учебных действий средствами школьного курса биологии 6 класса.

Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Задать вопрос