Нормативные и педагогические обоснования формирования познавательных универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Губанов, А. А. Нормативные и педагогические обоснования формирования познавательных универсальных учебных действий / А. А. Губанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 344-348. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93104/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современно общество стремительно изменяется, что несет в себе определенные вызовы, в том числе в сфере образования. На сегодняшний день перед образованием стоит проблема трансформации его целевых ориентиров, с учетом государственных, общественных, личностных и иных потребностей. Исходя из этого, можно сказать, что сегодня приоритет развития образования, на всех уровнях его системы, находится в том, чтобы обеспечить развивающий потенциал федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развивающая функция выражается прежде всего в формировании универсальных учебных действий, которые являются своеобразным фундаментом в вопросе воспитания и обучения личности. Считается, что формирование универсальных учебных действий у обучающегося открывает для него новые возможности для саморазвития и самоактуализации. Происходит данный процесс через усвоение и ретрансляцию социального опыта, приобретаемого обучающимся в процессе социального взаимодействия внутри образовательного пространства. Универсальные учебные действия обеспечивают самостоятельность обучающегося в процессе формирования актуального набора умений, навыков и компетенций. Данный набор включает в себя и алгоритмизацию и планирование данного формирования, другими словами, обеспечивает умение учиться.

Понятие «универсальные учебные действия» было сформировано с опорой на деятельностных подход, разработанный в научных трудах Леонтьева А. Н., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б, Гальперина В. В., Далингера В. А. Деятельностный подход раскрывает не только определенный механизм приобретения знаний обучающимся, но и наиболее подробно раскрывает систему познавательной активности и учебной деятельности обучающихся, описывает психологический аспект деятельности в ходе образовательного процесса.

Понятие «универсальные учебные действия» является одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

В широком смысле понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. определяет способность субъекта образовательного процесса к саморазвитию и самосовершенствованию через осмысление и усвоение социальных навыков. В узком смысле понятие определяется следующим образом это набор методов, осуществляя которые обучающийся планирует и организует самостоятельное усвоение социального опыта и навыков образовательной деятельности. [1, с. 151]

Процесс формирования УУД в ходе учебной деятельности обучающегося можно определить в виде трех основных положений, которые в данном контексте дополняют друг друга.

  1. Формирование УУД выступает целью процесса образования, определяющего его содержание и организацию.
  2. Формирование УУД путем усвоения предметного содержания каждой конкретной учебной дисциплины.
  3. Формирование УУД в контексте личностных и метапредметных результатов образования.

Реализация деятельностного подхода в ходе образовательного процесса корректируется с поправкой на то, что набор универсальных учебных действий, которые можно сформировать крайне велик. Здесь основной задачей выступает выбор учебных дисциплин, в ходе усвоения которых будут формироваться каждые конкретные универсальные учебные действия, причем с наибольшим качеством и эффективностью. Также важно определить и содержание, отдельные функции, и систему УУД не только для каждой ступени образования, но и для каждой отдельной возрастной группы обучающихся.

Универсальные учебные действия в ходе образовательного процесса в рамках общего образования, представлены в виде личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы, каждой конкретной его ступени. Понятие универсальных учебных действий было определены ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения, в 2009 году. Программа развития УУД с того времени должна быть включена в содержательный раздел ООП (основная образовательная программа).

Различные ступени общего образования требуют и дифференциации подходов к формированию универсальных учебных действий. Связано это прежде всего с возрастными особенностями обучающихся, их целевыми установками и различными аспектами в содержании образовательной деятельности для возрастной группы.

Универсальные учебные действия в современной системе образования представляют из себя личностные и метапредметные результаты образования. Формирование УУД нельзя отнести или привязать к отдельной дисциплине, однако формирование универсальных учебные действий можно отнести к конкретной теме учебного занятия или тематическому блоку.

Одним из основополагающих принципов при формировании универсальных учебных действий является преемственность в их освоении обучающимися. Для обеспечения данной преемственности в Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрена разработка программы формирования универсальных учебных действий, относящаяся к каждой отдельной ступени образования.

Одну из главных ролей в формировании универсальных учебных действий таже играет и выбор содержания образования, которое предусматривает определенный тип учебных заданий, предлагаемых обучающимся в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской федерации закрепили в современной педагогической теории и практике понятие «познавательных универсальных учебных действий», как составляющую требований к планируемым результатам освоения образовательных программ. [8, с. 64]

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов — с другой [6, с. 153]

В современном мире с интенсивными информационными потоками и активно обновляющимися знаниями принципиально качественное решение обеспечения «умения учиться». Для этого необходимо формирование умений, которые позволят школьникам и выпускникам самостоятельно находить и осваивать необходимые новые знания и способы их применения.

В основе современных стандартов НОО, ООО, СОО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Это и обусловило появление новых понятий в дидактике. Во ФГОС требования к освоению программ начального, основного и среднего общего образования представлены в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. [3, с. 76] В соответствии с требованиями ФГОС ООО в современном образовательном пространстве существует целая система, так называемых, планируемых результатов образования. Планируем результаты включают в себя личностные, предметные и метапредметные результаты.

  1. Личностные результаты определяют социальное развитие обучающегося, овладение им всей полнотой социальных навыков, включение его в современное российское общество с учетом всех его социокультурных особенностей.
  2. Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися, в процессе обучения межпредметные понятия и УУД, обеспечивающие фундамент к «умению учиться». Особую роль здесь играют межпредметные понятия, которые включают в себя наиболее общие термины, употребляемые в различных отраслях науки и культуры. К числу таковых относят общеучебные понятия (система, факт, закономерность, схема и др.) и межпредметные (карта, атлас, формула и пр.). Перечень ключевых метапредметных понятий определяется при разработке образовательной программы.
  3. Предметные результаты подразумевают усвоенные обучающимся, в процессе изучения отдельной учебной дисциплины, знания, умения и навыки их применение в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Данные категории подразумевают определенные характеристики учебных задач, предлагаемые обучающимся в процессе их обучения. Важно отметить, что среди учебных задач особенно выделяются те, которые в последующем будут определены в виде промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том числе и государственную итоговую аттестацию. Для того, чтобы обучающийся смог справиться с поставленной учебной задачей, смог организовать деятельность с опорным учебным материалом, ему необходимо освоить широкий спектр учебных действий, включающий в себя:

  1. Регулятивные, которые обеспечивают самоорганизацию учебной деятельности
  2. Коммуникативные, которые позволяют выстроить социальное взаимодействие в процессе обучения
  3. Познавательные, которые обеспечивают формирование навыков познания окружающей его действительности.

Универсальные учебные действия — совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуации [1, с. 151]

Логика федеральных государственных образовательных стандартов подразумевает, активное использования понятий «компетенция», «компетентность». Существует очень важное различие между компетентностным подходом и знаниевым подходом (который считается традиционным). Если раньше мы говорили о том, что необходимо было сформировать у обучающегося некий набор знаний, умений и навыков, то теперь образование обеспечивает определенный синтез этих категорий, который в будущем обеспечивает компетенции в решении личностных, социальных и образовательных задач.

Компетенция — круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав. Говорят: «это входит в его компетенцию», т. е. человек должен быть способен и готов решать определенные задачи, связанные с данной компетенцией.

Образовательная компетенция — это совокупность знаний, умений, навыков, смысловых ориентаций и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. (По А. В. Хуторскому) [5, с. 35]

Компетентностью называют результат усвоения набора компетенций отдельным индивидом. Данное характеристика применяется относительно в способности и готовности к применению полученных в ходе учебной деятельности знаний, умений и навыков. Кроме того, компетентность включает в себя ценностные ориентиры и установки, качества личности, которые позволяют ставить и решать определенные проблемы в ходе социального взаимодействия, учебной и профессиональной деятельности. Таким образом, компетентность характеризует уровень усвоения личностью компетенции.

Одна из задач федеральных государственных стандартов выражается в формировании универсальных учебных действий, то есть обеспечение возможности обучающимися «научиться учиться». Эта возможность связана с внутренней мотивацией обучающегося к совершенствованию себя, мотивацией к самостоятельной образовательной деятельности, освоению социального опыта и компетенций, в том числе учитывается самостоятельное планирование данного процесса.

Таким образом, умение учиться предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности (на уровне самостоятельного их использования):

  1. возникновение познавательных, учебных мотивов;
  2. постановка познавательных/учебных целей (что хочу узнать, чему научиться?);
  3. постановка познавательных/учебных задач (что нужно сделать для достижения цели);
  4. осуществление познавательных/учебных действий, операций для достижения цели;
  5. оценка полученного результата. [7, с. 52]

Таким образом, с точки зрения научных работ в области разработки и изучения универсальных учебных действий можно сделать вывод о том, что универсальные учебные действия расширяют смысловые границы образовательного процесса. Теперь в условиях современного образовательного пространства обучение происходит не на уровне формирования отдельный знаний, умений и навыков, с опорой на знаниевый компонент в образовании. Образовательный процесс расширяет свои границы, распространяясь на компетентности обучающегося, его актуальность в современном мире. Формирование УУД затрагивает не только познавательную сферу, но и коммуникативную и регулятивную сторону образования и самообразования.

С точки зрения нормативно-правовой базы формирования универсальных учебных действий стоить отметить его опору на научные труды в области педагогики и выстраивание образовательной системы, основываясь на принципах, сформулированных в науке. Кроме того, в формировании универсальных учебных действий, с точки зрения нормативной базы присутствует не только единый лекал, по которому формирование УУД будет обеспечено, но также и формулируется преемственность в этом формировании.

Если мы говорим о сформированности универсальных учебных действий на уровне начального образования, сформулированного во ФГОС НОО, то имеем в виду в первую очередь ориентир на развитие субъектности обучающегося в ходе урочной и внеурочной деятельности. Под субъектностью понимается определенная мотивированная активность, при которой у обучающегося начальной школы формируется мотивация к обучению, различные способности к определению смыслов в ходе обучения, формируются коммуникативные компетенции, формируется логическое мышление. Субъектность обучающегося подразумевает именно мотивационный компонент на первом уровне школьного образования. Позиция обучающегося формируется исходя из новых условий, в которых он оказывается, здесь он оказывается в ситуации, где может потребоваться самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, формулировать собственные цели обучения, проявлять инициативу в вопросе организации совместной познавательной деятельности, научится оценивать свой учебный процесс.

В соответствии с реализуемым в ФГОС ООО деятельностным подходом выстроенная система планируемых образовательных результатов образуется на основании уровневого подхода, при котором выделяется планируемый уровень развития большей части обучающихся, а также выделяется зона их ближайшего развития. Данный способ помогает выделить не только проводить мониторинг развития каждого конкретного обучающегося, но и выстраивать индивидуальные образовательные траектории, позволяющие добиться эффективности и желаемого качества образования. На уровне основной школы происходит трансформация от универсальных учебных действий, применяемых в ходе групповой работы или с помощью учителя к самостоятельной, активной, учебно-познавательной деятельности. Здесь складывается своеобразное единство внутреннего мотивационно-смыслового компонента и операционно-технического компонента, которое в первую очередь выражается в форме решения поставленной учебной задачи или проблемы. У обучающегося формируется не только определенная мотивация к учебной деятельности, но и формируется научное мышление. Научное мышление позволяет выстроить ориентир не только на овладение коммуникативными компетенциями, но и на механизмы и операции с помощью которых обучающийся может исследовать окружающий его мир, анализировать, синтезировать информацию, строить алгоритмы решения познавательной задачи, сформирует навыки постановки и решения проблемы.

На уровне ФГОС СОО определяется место каждого УУД внутри развитой и целостной системы. Функции универсальных учебных действий здесь зависят от самоактуализации обучающегося через определенные личностные характеристики, профессиональные устремления и цели, ценностные установки и смыслы, приобретенные в ходе образовательного процесса. Такой фундамент гармонично развитой личности называется ценностно-смысловым, он направляет развитие личности обучающегося, осуществляя регуляцию его воли, целей и мотивации, в то же время ценностно-смысловая основа выступает в роли критерия взаимодействия личности и общества, то есть социальных навыков, и критерием профессиональной активности. Через определение себя в обществе обучающийся приобретает понимание роли образования и будущих видов своей деятельности для себя и общества в целом. Универсальные учебные действия здесь тоже имеют большое значение, в данном случае они формируются в целую систему, движущей силой которой как раз таки и является личностная самоактуализация обучающегося, планирование профессиональной деятельности и мотивационный компонент.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др. — М.: «Просвещение», 2011. — 151 с.
  2. Воровщиков С. Г., Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития. М.: Перспектива, 2014. 240 с.
  3. Морозова М. И., Штерн В. В.,Киселева С. А. / Поэтапное формирование универсальных учебных действий при освоении программ начального, основного и среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО: метод. пособие. / под ред. М. И. Морозовой. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. — 76 с.
  4. Усова А. В., Боброва А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 80 с.
  5. Хуторской А. В. Народное образование // Доктрина образования человека в Российской Федерации. — 2015. — № 3. — С. 35
  6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. е. С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2013.
  8. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Основные термины (генерируются автоматически): действие, образовательный процесс, обучающийся, формирование, навык, общее образование, ходя, внеурочная деятельность, образовательная программа, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Общие и специфические закономерности эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя

Похожие статьи

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Общие и специфические закономерности эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя

Задать вопрос