Современное образование строится на принципах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Вследствие чего появляется потребность изменения учебного процесса в соответствии с новыми требованиями, выдвинутыми обществом и временем.
На сегодняшний день всё больше педагогов говорят о том, что традиционный подход к обучению изживает себя, что большинство учеников способны лишь воспроизводить знания, полученные от учителя, и не способны использовать их в обыденной жизни в нужной ситуации. Учащиеся усваивают знания, заучивают правила, но не могут их применить, так как в школе их не вовлекали в деятельность, демонстрирующую использование полученных знаний на практике. В то время как главной задачей современного образования должно являться обучение, направленное на саморазвитие и самореализацию личности.
В соответствии с ФГОС, целью современного образования является личностное, познавательное и общекультурное развитие учеников, которое обеспечивает становление основных компетенций, главная из которых — «умение учиться» [1]. Достигнуть этой цели можно, формируя систему универсальных учебных действий (УУД), которая даст ученикам возможность самостоятельно усваивать различные знания, умения, навыки и компетентности. С учётом главных целей современного образования выделяют следующие виды УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные [1].
Личностные универсальные учебныедействия формируют ценностно-смысловую ориентацию учеников. Учащиеся должны знать моральные нормы общества, совершать поступки, учитывая принятые этические принципы, уметь видеть нравственный аспект поведения, ориентироваться в социальных ролях. Относительно учебного процесса можно выделить три вида личностных действий:
‒ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
‒ смыслообразование, т. е. способность учеников устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
‒ нравственно-этическая ориентация, оценка усваиваемого учебного материала, которая обеспечивает личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия позволяют учащимся организовать их учебную деятельность. К ним относятся:
‒ целеполагание, способность постановки задачи с учётом соответствия между тем, что уже известно, и тем, что еще неизвестно;
‒ планирование — построение цепочки промежуточных целей, для достижения требуемого результата;
‒ прогнозирование — предсказание результата, его временных характеристик;
‒ контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;
‒ коррекция — изменение плана или способа деятельности, когда эталон отличается от реального действия и его результата;
‒ оценка — понимание учениками того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
‒ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Остановимся на них подробнее.
К общеучебным универсальным действиям относят:
‒ самостоятельное формулирование познавательной цели;
‒ поиск нужной информации; использование различных методов поиска, в том числе с помощью компьютера;
‒ структуризацию знаний;
‒ сознательное и добровольное выстраивание речевого суждения (устно и письменно);
‒ отбор более эффективного способа решения задачи в соответствии с условием;
‒ самоанализ способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
‒ смысловое чтение;
‒ понимание и адекватная оценка языка СМИ;
‒ постановка проблемы, разработка алгоритма деятельности для решения проблемы творческого или поискового характера.
Отдельную группу общеучебных учебных действий составляют знаково-символические действия, включающие моделирование и модификацию модели с целью выявления законов, которые определяют данную область.
К логическим традиционно относят следующие универсальные действия: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
При этом, постановка и решение проблемы включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия формируют социальную грамотность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами.
Универсальные учебные действия выполняют множество функций в образовательном процессе, среди которых выделим наиболее важные:
‒ предоставление учащимся возможности независимо организовывать обучение, определять для себя учебные цели, находить и применять различные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
‒ обеспечение условий для развития личности и её самореализации;
‒ обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Таким образом, универсальные учебные действия в школьном образовательном процессе выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учащихся основной образовательной программы. Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов и ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Процесс обучения определяет содержание и характеристики учебной деятельности школьника и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий — уровень их сформированности.
Литература:
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС. — М.: Просвещение, 2017. — 159 с.
- Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД на уроке и во внеклассной работе. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 188 с.