Универсальные учебные действия как главный результат школьного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 3510 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Универсальные учебные действия как главный результат школьного образования / Е. И. Майер, Л. М. Бронникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 237-238. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49349/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современное образование строится на принципах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Вследствие чего появляется потребность изменения учебного процесса в соответствии с новыми требованиями, выдвинутыми обществом и временем.

На сегодняшний день всё больше педагогов говорят о том, что традиционный подход к обучению изживает себя, что большинство учеников способны лишь воспроизводить знания, полученные от учителя, и не способны использовать их в обыденной жизни в нужной ситуации. Учащиеся усваивают знания, заучивают правила, но не могут их применить, так как в школе их не вовлекали в деятельность, демонстрирующую использование полученных знаний на практике. В то время как главной задачей современного образования должно являться обучение, направленное на саморазвитие и самореализацию личности.

В соответствии с ФГОС, целью современного образования является личностное, познавательное и общекультурное развитие учеников, которое обеспечивает становление основных компетенций, главная из которых — «умение учиться» [1]. Достигнуть этой цели можно, формируя систему универсальных учебных действий (УУД), которая даст ученикам возможность самостоятельно усваивать различные знания, умения, навыки и компетентности. С учётом главных целей современного образования выделяют следующие виды УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные [1].

Личностные универсальные учебныедействия формируют ценностно-смысловую ориентацию учеников. Учащиеся должны знать моральные нормы общества, совершать поступки, учитывая принятые этические принципы, уметь видеть нравственный аспект поведения, ориентироваться в социальных ролях. Относительно учебного процесса можно выделить три вида личностных действий:

‒ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

‒ смыслообразование, т. е. способность учеников устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

‒ нравственно-этическая ориентация, оценка усваиваемого учебного материала, которая обеспечивает личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия позволяют учащимся организовать их учебную деятельность. К ним относятся:

‒ целеполагание, способность постановки задачи с учётом соответствия между тем, что уже известно, и тем, что еще неизвестно;

‒ планирование — построение цепочки промежуточных целей, для достижения требуемого результата;

‒ прогнозирование — предсказание результата, его временных характеристик;

‒ контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;

‒ коррекция — изменение плана или способа деятельности, когда эталон отличается от реального действия и его результата;

‒ оценка — понимание учениками того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

‒ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Остановимся на них подробнее.

К общеучебным универсальным действиям относят:

‒ самостоятельное формулирование познавательной цели;

‒ поиск нужной информации; использование различных методов поиска, в том числе с помощью компьютера;

‒ структуризацию знаний;

‒ сознательное и добровольное выстраивание речевого суждения (устно и письменно);

‒ отбор более эффективного способа решения задачи в соответствии с условием;

‒ самоанализ способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

‒ смысловое чтение;

‒ понимание и адекватная оценка языка СМИ;

‒ постановка проблемы, разработка алгоритма деятельности для решения проблемы творческого или поискового характера.

Отдельную группу общеучебных учебных действий составляют знаково-символические действия, включающие моделирование и модификацию модели с целью выявления законов, которые определяют данную область.

К логическим традиционно относят следующие универсальные действия: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

При этом, постановка и решение проблемы включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия формируют социальную грамотность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами.

Универсальные учебные действия выполняют множество функций в образовательном процессе, среди которых выделим наиболее важные:

‒ предоставление учащимся возможности независимо организовывать обучение, определять для себя учебные цели, находить и применять различные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

‒ обеспечение условий для развития личности и её самореализации;

‒ обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Таким образом, универсальные учебные действия в школьном образовательном процессе выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учащихся основной образовательной программы. Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов и ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Процесс обучения определяет содержание и характеристики учебной деятельности школьника и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий — уровень их сформированности.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС. — М.: Просвещение, 2017. — 159 с.
  2. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД на уроке и во внеклассной работе. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 188 с.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, современное образование, знание, поисковый характер, результат деятельности, решение проблемы, умение, учебная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Основы обучения робототехники в школе как способ повышения качества инженерной подготовки

Педагогические программные средства и повышение эффективности образования

Практическая деятельность в школьных СМИ как фактор развивающего обучения

Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций

Коммерческий расчет как основа экономического механизма хозяйствования

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Основы обучения робототехники в школе как способ повышения качества инженерной подготовки

Педагогические программные средства и повышение эффективности образования

Практическая деятельность в школьных СМИ как фактор развивающего обучения

Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций

Коммерческий расчет как основа экономического механизма хозяйствования

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Задать вопрос