Дополнительное образование для учащихся в наше время имеет огромное разнообразие. После уроков подросток может обучаться абсолютно чему угодно, так как города предоставляют большой выбор домов детского творчества, в селах и деревнях развиваются центры дополнительного образования. И если раньше на кружки подростки, в основном, записывались по собственному желанию в более старшем возрасте, то сейчас новая тенденция — детей, которые еще достаточно юны, родители стараются определить в какую-нибудь сферу занятости. Все дело в том, что в наше время от выпускников школ, помимо знаний, требуются еще и такие качества, как инициативность, активность, любознательность, ответственность. Все это прививается подростку и во время дополнительных занятий, и, к тому же, это помогает ему при выпуске определиться с будущей профессией, а, соответственно, с выбором вуза.
Но во время обучения в школе учащиеся зачастую не находят применения своим знаниям и умениям, и желание участвовать во взрослой жизни реализуют путем осуществления ее отрицательных аспектов (алкоголь, курение и т. д.).
Школьная газета — это одно из проявлений взрослой формы деятельности, где подростки, стремящиеся показать свою готовность к новому
этапу в жизни, могут раскрыть весь свой потенциал. Именно об этом мы и поговорим далее.
Что такое школьная газета? По сути, это обыкновенное печатное издание, которое выходит в определенной школе, основной аудиторией которой являются ученики, учителя и работники данной школы. Соответственно, газета, которая выпускается каким-либо центром дополнительного образования, также ориентирована на его работников, педагогов и обучающихся. Отличие такой прессы от обычной в том, что выпускают ее сами ученики и воспитанники. Сами подростки становятся редакторами, корреспондентами, верстальщиками, дизайнерами; собирая круглые столы, они решают важные и серьезные вопросы, связанные с прошедшими или намечающимися событиями; главный редактор каждому дает задание и назначает дедлайн. Эта своеобразная ролевая игра в журналистику есть практика, в которой дети и реализовывают свои способности, развивая при этом те самые навыки, о которых говорилось ранее.
Выпуск такой газеты обычно предполагает наличие руководителя, поскольку является дополнительной образовательной деятельностью, но он лишь курирует, обучает и старается направить умы школьников в нужное русло. Грубо говоря, писать статьи за них в газету руководитель не станет.
При выпуске школьной газеты стоит соблюдать традиции гуманности: материал, в котором учащиеся представляют собственную позицию на что-либо, излагается в форме, близкой к «я-высказыванию»; критика разрешается в случае, если не несет в себе никаких оскорблений. Газета не является пропагандой политических партий или религиозных верований; общечеловеческие ценности являются приоритетными для подобного издания.
Также газета предполагает наличие отражения неформального общения разных возрастных групп, но запрещает публикацию ненормативной лексики.
«Согласно концепции подростковой школы, организационные формы должны побуждать развитие мышления. Это должны быть формы инициации мышления.
Для этого необходимо выстраивать ситуации, в которых возникает теоретическое мышление.
В результате создания таких ситуаций меняется способ существования ученика в школе, его способ работы; меняется пространственно-временная координация учебных предметов, обогащаются формы работы.
Согласно исследованиям Г. А. Цукерман и З. Н. Новлянской, основное направление детских инициатив и самодвижение развиваются в плане отношений, то есть в психолого-социальном плане. Соответственно, в пространстве основной школы должны быть представлены организационные формы для порождения и удержания, для оформления этих инициатив.
Определены два пути построения таких организационных форм.
Первый путь — это путь инициативы детей, возникающий из нужд интеллектуальной сферы. Примером такого пути является опыт З. Н. Новлянской и Г. Н. Кудиной, когда на уроке литературы возникла инициатива детей издавать некие периодические издания. Этот опыт длился в течение полутора лет. В классе появились три конкурирующие редколлегии, которые выпускали свои газеты с конкретной борьбой за читателя, за автора.
Второй путь — это когда взрослый приносит в подростковую жизнь новые предметности, оформляющие запросы подростка на решение своих собственных социально-психологических проблем и задач своей собственной жизни. Примером является экспериментальный курс школьной психологии, созданный Г. А. Цукерман» [Швец, 2003].
Концепция организации школьной газеты более детально рассматривается Спириной Н. А. Прежде всего, она видит необходимость в создании постоянной редакции для обеспечения регулярного выхода издания, которая включает в себя те же самые должности, что и в обычной: редактор, журналисты, фотокорреспондент, верстальщик и пр. Редактор при этом должен иметь хорошие организаторские способности в целях объединения юнкоров вокруг издания.
Спирина советует организовать в своем пресс-центре юнкорское объединение и обратиться за советами в лицеи, школы, гимназии, которые имеют и выпускают свои газеты. Проводя занятия, следует сочетать теорию и практику. Можно приглашать поэтов и писателей, профессиональных журналистов, печатников и так далее, чтобы сделать занятия разнообразнее и интересней. Например, дизайнер или художник могут провести для подростков занятия по дизайну. Но главное, чтобы юнкоры активно принимали участие в создании газеты и в событиях, о которых они напишут. Поэтому не обязательно сводить всё обучение юнкоров к профессионализму. Важно обучить их основам газетного дела. [Спирина, 2013]. Подобные организационные ходы вызывают в школьниках желание работать, развиваться в нужном направлении, а также побуждают интерес к самому процессу создания и выпуска газеты.
Итак, практическая деятельность становится основополагающей при такой работе, как выпуск школьного издания. Подросток принимает участие во взрослой жизни, к которой стремится; расширяет кругозор, собирая материал для своей работы; расставляет для себя акценты и приоритеты, приобретая в процессе работы свои собственные принципы; видит результат своей деятельности и осознает свою важность. Все эти аспекты очень важны для молодых людей в подростковом возрасте, поскольку стремление ко взрослой жизни достаточно быстро активизируется, формируется восприятие самого себя, как взрослую личность, чего старшее окружение не в силах принять и осознать. Этот диссонанс и выравнивает практическая деятельность в школьных СМИ.
Литература:
- Спирина Н. А. Журналистика в школе. 2013 — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/310091/ — Заглавие с экрана.
- Швец Ф. А. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения. // Школьный психолог, 2003. — № 25–26. — с. 20–21.