Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе
Авторы: Журбенко Вероника Александровна, Саакян Эльмира Сефтеровна, Тишков Денис Сергеевич
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 5756 раз
Библиографическое описание:
Журбенко, В. А. Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе / В. А. Журбенко, Э. С. Саакян, Д. С. Тишков. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/170/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы широкое распространение в высшем медицинском образовании получили ситуационно-ролевые, или деловые, игры. Суть их состоит в импровизированном создании ситуаций, моделирующих некую типичную деятельность, решение проблем, возникающих в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, выполняющих различные роли. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность всем студентам ознакомиться с функциями разных действующих лиц.
«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально приближенной к условиям реальной жизни. Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях, с которыми специалист может столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Этот вид обучения наиболее важен для студентов медицинских вузов, для которых проблема нехватки соответствующих больных в нужное время и в необходимом количестве существовала всегда.
Деловые игры — один из методов активного обучения, который определяет три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными, так и другими методами и средствами обучения:
- это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;
- оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;
- моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого — дидактические игры как новый эффективный метод подготовки врача.
Игровой метод имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными методами преподавания в высшей школе:
1. цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся;
2. метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
3. игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению;
4. игровой компонент способствует большей вовлеченности обучающихся;
5. деловая игра насыщена обратной связью, причем более сильной по сравнению с применяемой в традиционных методах;
6. в игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;
7. в ходе деловой игры проявляется вся личность, в то время как традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы;
8. предоставляется возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
Существуют многочисленные модификации ситуационных игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными задачами обучения. Важнейшим моментом является характер задаваемой ситуации, которая включает в себя сюжет игры, поставленную проблему, особенности предусмотренных отношений и исполняемых ролей. При выборе ситуации надо учитывать следующее:
1) ее содержание должно быть адекватным реальной деятельности, т. е. правильно моделировать ее;
2) проблемы, возникающие в ходе игры, должны быть значимы для ее участников.
Обязательное условие эффективности обучения — проигрывание нескольких игр, предъявляемых с учетом нарастающей степени сложности, так как участие в однотипных играх обычно не дает желаемого результата.
Специалисты в области разработки деловых игр выделяют игры с достаточно жестким сценарием и ролевые игры свободной импровизации на заданную тему. В первом случае указываются эталоны действий на каждом этапе, допускаются лишь возможные варианты состояния объекта имитации (в клинических случаях — пациента или его родственников) в зависимости от характера действий играющих (правильных или ошибочных). Для каждого из таких вариантов также имеются соответствующие эталоны действий и формы поведения (состояния) в зависимости от принимаемых последовательных решений и т. д.
В медицинском образовании используются различные виды деловых игр, представленные разными методами.
Игра «врач—пациент».
1. Викторина «Что? Где? Когда?».
Получив определенную информацию, студенты обсуждают между собой, что следует предпринять в данной ситуации и необходимы ли дополнительные сведения (консультации специалистов, проведение лабораторных и инструментальных исследований и т. д.). Приняв согласованное решение, они сообщают его ведущему или вводят в компьютер. После этого, пользуясь эталоном решения, ведущий выдает требуемые сведения или соответствующую решению информацию об изменениях в состоянии больного.
2. Методика последовательной или разорванной цепочки: на каждом этапе такой игры в последовательном или произвольном порядке роль врача поручается разным студентам.
3. Проигрывание ситуации в микрогруппах с последующим обсуждением. Ведущими в микрогруппах могут быть наиболее подготовленные студенты.
Игра «консилиум» — распределение ролей между студентами производится в зависимости от числа участников, вместе с тем в каждой роли могут последовательно выступать несколько студентов.
Комплексные игры типа «отделение больницы», «поликлиника», «стационар», «санитарно-эпидемиологическая станция» и т. д. Подобные игры можно использовать в ординатуре, на кафедрах социальной гигиены и организации здравоохранения, общей гигиены. Они наиболее близки к широко применяемым управленческим играм, но в то же время сохраняют свою медицинскую специфику.
Ролевые игры без жесткого сценария не имеют четких эталонов действий и представляют собой адаптированный к условиям обучения в вузе вариант «психодрамы» Дж. Морено. Эта методика рассчитана не столько на формирование конкретных профессиональных знаний, сколько на приобретение коммуникативных умений и навыков, эмоционального опыта. Участникам игры предоставляется возможность без строгого сценария сыграть роль, выбранную из реальной жизни (например, разыгрывание различных психологических ситуаций общения врача с больными).
Деловые игры отличаются методикой проведения и поставленными целями:
1. обучающие — направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
2. констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;
3. поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения;
4. имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
5. инновационные игры — формируют инновационное мышление участников.
6. организационно-деятельностные игры — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем
Наибольший эффект дают игровые образовательные технологии, поскольку представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловые игры воспитывают личностные качества, ускоряют процесс социализации. Преимущества деловой игры перед другими видами обучения заключаются в том, что деловая игра, имитируя ситуации, реальные в будущей профессии, развивает умение искать и работать с информацией, позволяет значительно активизировать творческие возможности студента. Дает возможность учиться на своих и чужих ошибках, без ущерба для больного.
Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления и деятельности. Деловая игра способствует обмену опытом, развивает умение работать в коллективе, моделирует условия профессиональной среды, реализуя деятельностно — компетентностный подход в обучении, позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, формировать практические навыки и профессиональные представления студентов.
Литература:
1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. — 2005. — № 11. — С. 6–89.
2. Деловая клиническая игра в медицинском институте / М. Ф. Дещёкина, М. С. Дианкина, Л. И. Ильенко, В. П. Леничеко // Педиатрия имени Сперанского. — 1989. — № 3. — С. 69–72.
3. Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С., Бондарева А. Э., Ирышкова О. В. Деловые игры как критерий оценки компетентности выпускников медицинского вуза // Успехи современного естествознания № 12 (часть 4), 2014, стр. 493
4. Морозова Л. А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III межрегион. науч.-практ. конф. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. — Т. 2. — С. 124–130.
5. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине. — М., 1986.
6. Наумов Л. Б. Деловые игры в высшем медицинском образовании. — М., 1982.
7. Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. — 2005. — № 1 — С. 178–179.
8. Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. — 2006. –№ 7. — С. 155–157.
9. Шамов И. А., Гаджиев Г. Э. Деловая игра в медицинском ВУЗе: пособие для преподавателей. — Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2008. — 56 с.