Проект как форма дистанционного взаимодействия участников образовательных отношений
Авторы: Титова Светлана Петровна, Марковникова Елена Юриевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 26.03.2021
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Титова, С. П. Проект как форма дистанционного взаимодействия участников образовательных отношений / С. П. Титова, Е. Ю. Марковникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6173/ (дата обращения: 16.12.2024).
XXI век ознаменовался усугублением экологических проблем в мире, а так же стремительным ростом развития новых информационных технологий и их возможностей.
Эти вопросы так же были озвучены в ежегодном послании президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Следовательно, формирование осознанного и бережного отношения к природе, а также создание современной и безопасной цифровой образовательной среды являются уже на протяжении нескольких лет одними из актуальных задач дошкольного образования.
Именно поэтому бренды дошкольных учреждений № 251 «Юные туристы» и № 277 «Интерактивное детство» имеют столь широкую популярность среди родителей. Однако многие из них задаются вопросом «Какое направление выбрать, когда оба направления актуальны и вызывают интерес?».
Таким образом, в рамках удовлетворения появившихся запросов родителей (законных представителей) возникла идея разработки и внедрения совместного проекта «Виртуальная планета».
ЦЕЛЬ — создание единого виртуального пространства для всех участников образовательных отношений.
ЗАДАЧИ обозначены для родителей:
– Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности;
– Взаимодействие с родителями по вопросам экологического образования ребенка посредством ИКТ-технологий;
– Развитие педагогических знаний у родителей по вопросам организации совместной деятельности с ребенком;
Воспитанников:
– создание условий для формирования экологической культуры средствами дистанционных образовательных технологий.
При этом педагоги, которые принимают участие в реализации проекта, имеют возможность повысить профессиональные компетенции в области дистанционного взаимодействия с субъектами образовательных отношений.
Участниками проекта являются педагогические коллективы Дошкольных учреждений № 251 и № 277.
Целевой группой — родители и воспитанники данных дошкольных учреждений.
Проект включает в себя 3 этапа — подготовительный, основной и заключительный.
Нами создана и апробируется система дистанционного взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленная на формирование компетенции в области экологического образования и информационных технологий.
Риски, возникновение которых возможно в ходе реализации проекта и пути их минимизации и преодоления представлены на слайде.
На подготовительном этапе нами проведена следующая работа:
– создан сайт, который представляет собой виртуальное пространство для взаимодействия участников с целевой группой;
– разработана нормативная документация (стратегия, план взаимодействия в рамках проекта), заключены договора, назначены ответственные лица;
В рамках основного этапа нами разработаны мастер-классы, позволяющие родителям (законным представителям) самостоятельно применить в совместной деятельности с детьми информационные технологии. Это мастер-классы по созданию презентаций и электронных дидактических игр, как пример игра «Четвертый лишний!», а так же мастер классы по организации туристических походов, экологических акций, роли дидактических игр, разработке интеллект-карт и организации игровой деятельности в рамках экологического образования.
Для детей представлены дидактические электронные игры, в ходе которых они могут закрепить и систематизировать имеющиеся представления о мире природы и роли человека в нем.
Рис.1. Структура сайта
Также на данном этапе идет реализация плана «Жемчужины Башкортостана» с целью формирования осознанного отношения к таким природным памятникам РБ как пещера «Шульган-Таш», Горы Шиханы, Аскинская Ледяная пещера, гора Иремель, озеро Якты-Куль и Водопад Атыш. Данные природные достопримечательности РБ являются комплексными памятниками природы и нуждаются в осознанном отношении человека к ним.
Рис. 2. Проект «Жемчужины Башкортостана»
С сентября 2020 года участники и целевая группа взаимодействовали в рамках изучения темы «Шульган-Таш». На сайте представлены:
– пример оформления макета пещеры на территории детского сада;
– видеоматериалы о пещере;
– тематические занятия «Все о пещерах», «Составим рассказ о пещере», «Рисуем пещеру вместе»;
– виртуальная экскурсия, дидактическая электронная игра и мастер-класс для родителей по ее созданию;
– рекомендации и пример организации сюжетной игры «Путешествуем в пещеру».
Результаты взаимодействия участников проекта с целевой группой по данному направлению представлены на слайде — это уникальный бесценный материал, включающий авторские стихотворения, макеты и рисунки, видеоряд семейных поездок, совместных занятий, игр и планов.
Все представленные материалы размещены на сайте с письменного согласия родителей (законных представителей) и педагогов.
Рис. 3. Итоги проекта «Жемчужины Башкортостана»
Разработка методического пособия для педагогов, рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста, а также оформление развивающей предметно-пространственной среды являются перспективами развития данного направления деятельности.
В рамках развития проекта «Виртуальная планета» планируется расширить сеть взаимодействия с образовательными организациями, привлечь внимание к проекту и участию в нем регионального отделения «Всероссийского общества охраны природы», а также расширить тематические направления (природоохранная деятельность) и разработать новые разделы сайта, как пример, позиционирование положительного опыта семейного воспитания.
Помимо целевой группы данный проект может быть интересен педагогам образовательных организаций, методическим службам и иным организациям.