Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 02.02.2023

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Вишневская, М. В. Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования / М. В. Вишневская, Е. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99603/ (дата обращения: 19.11.2024).



Сегодня актуальными критериями эффективного функционирования системы среднего профессионального образования является ее способность гибко и оперативно реагировать на социально-экономические изменения и вызовы общества, развитие промышленности и производства. Эффективность и качество работы системы среднего профессионального образования напрямую зависит от возможности системы следовать в унисон с основными тенденциями изменения спроса на образовательные программы в сфере профессионального образования, и от возможности предоставления широких возможностей профессионального выбора для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций, а также от грамотно выстроенных индивидуальных образовательных траекторий получения профессиональных компетенций в соответствии с запросами рынка труда и обучающихся.

Одним из направлений развития (совершенствования) системы среднего профессионального образования является работа инновационных образовательных площадок, которые позволяют прогнозировать, проектировать, выстраивать, апробировать и ретранслировать инновационные механизмы обновления и улучшения качества подготовки профессиональных кадров. Одной из таких инновационных площадок стала площадка по разработке модульных ступенчатых образовательных программ (МСОП) среднего профессионального образования (СПО) на базе СПб ГБПОУ «Академия транспортных технологий» совместно со стейкхолдерами.

Благодаря разработанной авторским коллективом академии модели модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования можно смоделировать содержание и условия обучения по нескольким профессиональным направлениям (уровням образования), обеспечить более эффективную, точечную профессиональную подготовку, а также сформировать у обучающихся адаптационные механизмы к условиям будущей профессиональной деятельности еще на этапе их обучения.

Создание площадки нацелено на повышение эффективности взаимодействия стейкхолдеров СПО в рамках подготовки компетентных специалистов с разносторонними, развитыми профессиональными навыками личностно готовых к самостоятельной работе по профилю специальностей, профессий и направлений, на динамично изменяющемся рынке труда.

Для достижения вышеперечисленных целей, необходимо было решить ряд задач:

– разработать комплект нормативно-правовых документов, регулирующих порядок работы по разработке МСОП СПО;

– разработать модель модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования, включающую в себя проекты программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с учетом влияния стейкхолдеров СПО;

– разработать механизм реализации модели модульных ступенчатых образовательных программ среднего профессионального образования;

– провести апробацию инновационной модели МСОП СПО на примере программ подготовки специалистов среднего звена СПО по специальностям.

– разработать алгоритм проектирования и реализации инновационной модели МСОП СПО на базе СПб ГБПОУ «Академия транспортных технологий» совместно со стейкхолдерами по различным направлениям подготовки профессиональных кадров среднего звена.

Перейдем к описанию концептуально новой модели МСОП СПО, в проектировании, которой заложена интеграция моделей и программ СПО, с последующим аккумулированием и получением инновационной модели, позволяющей подготовить профессионала XXI века. Для создания модели, была проведена исследовательско-проектная деятельность, и в первую очередь, в рамках работы инновационной площадки был проведен анализ всех заинтересованных участников образовательного процесса (стейкхолдеров СПО) и определен список основных групп стейкхолдеров по отношению к профессиональным образовательным организациям.

Следующим шагом при разработке МСОП было создание алгоритма системы качественного взаимодействия образовательной организации со стейкхолдерами. Основную роль в формировании так называемого пакета (набора, портфеля) профессиональных компетенций будущего выпускника выполняет «стейкхолдер — работодатель», на основании запросов которого и формируется модульная ступенчатая образовательная программа по разным направлениям подготовки.

Предлагаемая модель новой образовательной программы состоит из четырех модулей:

– базовый модуль;

– модуль специализации;

– квалификационный модуль;

– модуль целевого обучения.

Модульность программы позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся, получать широкий спектр профессиональных квалификаций, специализаций. Каждый последующий модуль — новая ступень, уровень квалификации и расширенный набор профессиональных компетенций.

Представленная модель образовательной программы способна эффективно функционировать в системе непрерывного образования и быть доступной для студентов других учебных заведений, в том числе высшей школы, сотрудников предприятий нашего города, т. е. внешних слушателей при наличии базового уровня образования.

Для наглядной демонстрации преимуществ предлагаемой модели перейдем к следующему этапу работы инновационной площадки, к апробации МСОП.

Для апробации модели МСОП были определены две программы по подготовке специалистов среднего звена, это специальности:

– 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;

– 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов».

Приведём небольшой сравнительный анализ профессиональных компетенций выпускника, качества его подготовки, при освоении образовательных программ по двум видам образовательных программ (базовая ОП и МСОП).

По специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» базовая ОП предполагает получение диплома СПО с квалификацией «техник», сдачу демонстрационного экзамена в рамках ГИА по компетенции «Электромонтаж». Новая МСОП по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», увеличивает «пакет» квалификаций в несколько раз.

1) Базовый модуль: получение диплома СПО с квалификацией «техник».

2) Модуль специализации (4 направления).

3) Квалификационный модуль (4 направления).

4) Модуль целевого обучения (7 направлений).

По специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов» базовая ОП предполагает получение диплома СПО с квалификацией «техник» и так же сдачу демонстрационного экзамена в рамках ГИА по одной компетенции. Новая МСОП по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов» увеличивает набор профессиональных квалификаций до 12.

Переходим к завершающему этапу работы площадки, к реализации. При реализации модели МСОП задействованы кадровые, материально-технические, методические ресурсы академии, а также ресурсы ведущих организаций работодателей и социальных партнеров образовательного учреждения.

Одним из самых важных моментов для успешной реализации модели МСОП, является осуществление интеграции в цикл общеобразовательных дисциплин материалов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, где в первую очередь уклон делается на получение основ профессиональных навыков в том числе через лабораторный практикум. Эффективная организация проведения лабораторных работ в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей способствует формированию требуемых ФГОС СПО результатов обучения — профессиональных и общих компетенций, основанных на практическом опыте, умениях, знаниях. Интеграция в цикл общеобразовательных дисциплин материалов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования осуществляется и через бинарные занятия, экскурсии, создание прикладных модулей в рамках общеобразовательных дисциплин, практических занятий в учебных мастерских и т. д.

Разработанная и проходящая апробацию модель МСОП в рамках инновационной площадки — это про современные и своевременные подходы к проектированию образовательных программ, а реализация инновационной модели МСОП позволяет:

– расширить диапазон образовательных услуг, предоставляемых в соответствии с интересами обучающихся, общества и государства;

– обеспечить уровень обучения в соответствии с требованиями рынка труда;

– развивать перспективные тренды и модели процесса подготовки специалистов в виде дуального, целевого обучения;

– создать внутрисетевую систему повышения квалификации педагогических кадров через проведение семинаров-практикумов, вебинаров, круглых столов по обмену опытом, а также стажировок педагогических кадров на современно оборудованных предприятиях социальных партнеров по направлениям подготовки специалистов СПО.

Модель модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования, разработанная совместно со стейкхолдерами позволит за нормативный срок освоения образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС подготовить специалиста новой формации, способного грамотно решать поставленные задачи, обладающего многоуровневым образованием, нацеленного на самореализацию и самообразование в будущей профессиональной деятельности.

Представленная и описанная работа инновационной площадки по разработке модульных ступенчатых образовательных программ среднего профессионального образования на базе СПб ГБПОУ «Академия транспортных технологий» совместно со стейкхолдерами важна как форма распространения положительного педагогического опыта сотрудничества с социальными партнерами, как вектор организации экспериментальной деятельности образовательной организации, как важный элемент повышения качества процесса подготовки компетентных специалистов-профессионалов.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, инновационная модель, инновационная площадка, модульная ступенчатая образовательная программа, образовательная программа, получение диплома, ремонт двигателей, Техническое обслуживание, целевое обучение, эксплуатация электрооборудования.


Похожие статьи

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования

Похожие статьи

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования

Задать вопрос