Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 1941 раз

Библиографическое описание:

Поломошнова, С. А. Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий / С. А. Поломошнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9966/ (дата обращения: 16.11.2024).



В основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (2009 г.) положена Концепция развития универсальных учебных действий. Авторы концепции (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салминина, С. В. Молчанов под руководством А. Г. Асмолова) вводят новое понятие «универсальные учебные действия» применяя его в двух значениях: в широком понимании это «умение учиться»; в более узком, этот термин можно определить как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 27].

Ведущим теоретико-методологическим основанием формирования универсальных учебных действий выступает культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). В рамках данного подхода рассмотрим деятельностную составляющую.

В философии категория «деятельность» принадлежит к числу фундаментальных и широких классов сущностей, которые «воплощают в себе некий «сквозной» смысл: они дают содержательное выражение одновременно и самым элементарным актам бытия, и его глубочайшим основаниям, проникновение в которые делает умопостигаемой подлинную целостность мира» [6, с. 271].

В отечественной психологии «деятельность» это базовая метапсихологическая категория взаимосвязанная с такими категориями как «психическое отражение», «личность», «общение», «сознание».

Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Одним из ключевых положений культурно-исторической теории Л. С. Выготского является деятельностная детерминация генезиса и структуры человеческой психики. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность — это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [2]. По С. Л. Рубинштейну «деятельность — это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает» [3, с. 9]. На современном этапе в разработку проблемы деятельности большой вклад внесли исследования Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской и др.

Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностьюи деятельностью обусловлена. Являясь формой и проявлением активности, деятельность характеризует бытие человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Любое психическое явление включено в той или иной функции в структуру человеческой деятельности.

В соответствии с данным подходом развитие деятельности является условием и способом развития личности. Посредством организации внешней деятельности происходит организация деятельности внутренней, т. е. саморазвитие внутренних структур психики, связанных с личностным, социальным, познавательным развитием человека (А. Н. Леонтьев). Согласно С. Л. Рубинштейну деятельность «предъявляется через внутренние условия», самосознание, т. е. деятельность субъектна. С. Л. Рубинштейн, выделяя субъекта деятельности, характеризует его как занимающего активную, творческую, самостоятельную позицию, окружающая действительность для которого выступает не только как система раздражителей, но, прежде всего, как объект действия и познания [3]. Стать субъектомопределенной деятельности, значит стать осознанным индивидом, овладеть, освоить эту деятельность, быть способным творчески ее преобразовать.

В педагогике понятие деятельности формулируется на основе философского понимания деятельности и положений психологической теории деятельности. В педагогических исследованиях в зависимости от предмета деятельности выделяют различные ее виды: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная (Н. Е. Щуркова); игра, учение, труд (И. П. Подласый) и т. п. Вместе с тем, все исследователи сходятся во мнении, что основным видом деятельности в школьном возрасте выступает учебная деятельность.

В научных исследованиях отмечается неоднозначность трактовки понятия «учебная деятельность». В педагогике и психологии ее рассматривают с различных позиций, «учебную деятельность» понимают как: 1. синоним учения, научения, обучения; 2. ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, т. е. деятельности, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы; 3. «один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия»(трактовка направления Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова).

Характерными чертами учебной деятельности являются то, что: 1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3. общие способы действия предваряют решение задач; 4. учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; 5. изменения психических свойств и поведения обучающегося происходит в зависимости от результатов своих собственных действий (И. А. Зимняя).

Любая деятельность, в том числе и учебная, имеет свою структуру. По Д. Б. Эльконину, структура учебной деятельности содержит в себе учебную задачу, учебные действия, действие контроля, действие оценки.

Основополагающей структурной единицей деятельности выступает «действие». А. Н. Леонтьев определяет его как процесс, подчиненный сознательно поставленным целям, действия могут быть относительно самостоятельными и входить в разные виды деятельности [3].

Сужая категорию «действие» до понятия «учебное действие» и рассматривая его как «познавательный акт, конкретный способ преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий» отметим его характеристики: 1. осознанность; 2. целенаправленность; 3. результативная завершенность. Учебное действие связано с содержанием решаемых учебных задач, оно имеет свою цель, которая подчинена общей цели, и мотив, который обычно совпадает с мотивом деятельности [4].

Авторы концепции, делают акцент на универсальности учебных действий, которая проявляется в том, что они: 1. носят надпредметный и метапредметный характер; 2. обеспечивают целостность развития и саморазвития ребёнка (познавательного, личностного, общекультурного); 3. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; 4. лежат в основе организации деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания [1].

Таким образом, в обучении в рамках деятельностного подхода ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системной составляющей необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями [5].

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008–151 с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977–304 с.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000–712 с.
  4. Сюсюкина И. Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 1. С. 81–85.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
  6. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1978–391с.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, учебная деятельность, действие, автор концепции, подход, учебный материал.

Похожие статьи

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Нормативные и педагогические обоснования формирования познавательных универсальных учебных действий

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании как концептуальная основа развития продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Похожие статьи

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Нормативные и педагогические обоснования формирования познавательных универсальных учебных действий

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании как концептуальная основа развития продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога