Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы
Автор: Васильев Валентин Петрович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 24.03.2014
Статья просмотрена: 1750 раз
Библиографическое описание:
Васильев, В. П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В. П. Васильев. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5343/ (дата обращения: 17.12.2024).
Основой реализации ООП в школе является представление о формировании универсальных учебных действий. Методологической основой этого понятия является деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, которая определенным образом раскрывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общую структуру учебной деятельности учащихся. УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Программа формирования универсальных учебных действий в соответствии с действующими нормами должна входить в состав основной образовательной программы и сами УУД по существу представляют собой содержательное описание личностных и метапредметных результатов освоения учащимися ООП.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться [4].
Содержание учебного предмета в данном случае становится системой научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий. Развитие знаний предопределен структурой действия и его применением для решения задачи.
Как указывал В. В. Давыдов, первичная форма существования теоретического знания — это способ действия. Можно выделить следующие виды учебных действий моделирующе-преобразующего характера, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:
- преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;
- моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
- преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;
- выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых обобщенным способом [2].
- Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:
- личностные: личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентацию учащихся и нравстенно-этическое оценивание смыслообразования и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
- познавательные: общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения; — постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ ее решения;
- коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;
- регулятивные: целеполагание, планирование, корректировка плана.
В настоящее время существует достаточно разработанный инструментарий для измерения УУД и полученные в ходе измерений результаты приводят к некоторым существенным вопросам.
Первый из них заключается в том, что существует подозрение в том, что качество усвоения УУД учеником в большей степени зависит от подготовленности, одаренности самого ученика, а в меньшей степени от свойств образовательного процесса.
Второй вопрос определяет необходимость объяснения достаточно явного факта хорошей развитости практически всех УДД у одного ребенка и недостаточной развитости тех же характеристик личности у другого ученика. Очень редко можно увидеть то, что результаты измерения такого показателя как умение ставить цель мало коррелируются с другими, но подобными показателями.
Это говорит о том, что практически все виды универсальных учебных действий (при всех их универсальности) подразумевают общую основу в интеллекте ученика, и эта основа должна быть осознана педагогом для того, чтобы адекватно и продуктивно конструировать образовательный процесс.
Третий вопрос состоит в том, что нет оснований заключить, что все учителя школы сами могут демонстрировать высокий уровень развития УУД, т. е. могут качественно делать то, чему учат своих учеников.
Четвертый вопрос заключается в том, что нет никаких гарантий в существовании методической общности представлений об особенности образовательного процесса у учителей школы, в том числе и в аспекте формирования УДД.
Все это предполагает необходимость на уровне образовательного учреждения провести ряд организационных мероприятий, направленных на создание общего согласованного представления о сущности УДД, которое, во-первых, позволит более осознанно конструировать образовательный процесс, и, во-вторых, позволит обеспечить методическую общность внутри образовательного учреждения.
Анализируя содержание универсальных учебных действий можно выделить ряд смысловых элементов, которые с одной стороны являются общими структурными элементами для ряда видов УДД, а с другой стороны связывают развивающуюся личность ребенка и степень усвоения ее УУД.
Очевидно, что в основе таких элементов находятся мыслительные операции, определенная совокупность которых и является универсальным учебным действием.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами [3].
На следующем уровне находятся уже более сложные, составные мыслительные операции, какие как:
- целеполагание;
- решение задач;
- постановка и решение проблем;
- анализ текста;
- создание текста.
Такой взгляд подразумевает, что, в системе различных видов УУД системообразующим элементами признаются познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.
Исследуя педагогическую деятельность разных учителей, можно различить разные подходы на основе данной классификации. Некоторые учителя строят свою деятельность на основе решения задач, другие на основе работы с текстом. Независимо от выбора образовательный процесс оказывается продуктивным из-за того, что в основе любого сложного мыслительного процесса лежат элементарные мыслительные операции и именно их развитие у ребенка, наряду со способностью управлять выполнением системных мыслительных действий обеспечивает успешность образовательного процесса.
Для иллюстрации рассмотрим один из наиболее распространенных сложных мыслительных процессов — процесс решения задачи. Обучение решению задач традиционно предполагает две основные цели — усвоение программного материала на уровне переноса и обучение решению задач как таковое. С учетов современных педагогических реалий решение задач является одной из основ формирования УУД.
Согласование представлений о сущности УУД, способах их формирования необходимо осуществлять внутри образовательного учреждения, поскольку это позволит в конечном итоге сконструировать универсальные учебные действия на уровне, достаточном для обеспечения высокого уровня качества образования.
Мы понимаем задачу как мыслительный процесс, при котором, описанное в виде текста условие, имеющее указание на искомое, вынуждает исполнителя обратиться к определенному теоретическому материалу, для последующей конкретизации, применительно к данной ситуации.
Обучение решению задач в педагогике понимается в связи с теми дидактическими целями, достижение которых и определяют функцию решения задач среди множества других педагогических целей.
Рассмотрим наиболее общее представление о процессе решения задачи, которое раскрывает его сущность и позволяет на ее основе сконструировать представление о соответствующих УУД.
Схема 1. «Решение задач»
В результате решения задач внешний текст, воспринимаемый так описание конкретной ситуации (К), вызывает теоретический абстрактный материал (А), при наложении последних появляется возможность отыскать искомое [1].
Такое методологическое представление о процессе решения задачи может быть наполнено согласованным методическим содержанием, например в виде плана (перечня шагов) или алгоритма решения задачи, в различных формах (от простого к сложному) предложенных для усвоения и использования учащимися начальной, основной и старшей школы:
1. анализ предметной ситуации (распознавание элементов задачи, их понимание и окончательный анализ);
2. выделение необходимого теоретического содержания задачи;
3. синтез модели задачи, в пространственно-графической или знаково-символической форме, в которой представлены: актуальные элементы условия задачи, теоретическое знание как норма действия, указание на неизвестное;
4. выбор методов (метода) решения задачи;
5. составление плана решения задачи, с использованием известных отобранных методов решения;
6. решение задачи (получения ответа);
7. анализ полученного ответа.
В процессе развития ребенка в данном случае происходит усвоение норм мыслительной деятельности, адаптированных для различных ступеней развития ребенка, но при этом не теряющих своей концептуальной и методологической стройности.
Литература:
1. Анисимов О. С. Развитие. Моделирование. Технологии. — Калуга: «И. М. У».. 1996. 92 с.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008, С 16–17.
3. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с. С. 176–180
4. Петрова Л. Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики, http://festival.1september.ru/articles/592471/