Таксономический подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в основной школе
Автор: Ковылева Юлия Эдуардовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 25.12.2014
Статья просмотрена: 621 раз
Библиографическое описание:
Ковылева, Ю. Э. Таксономический подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в основной школе / Ю. Э. Ковылева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6986/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся: как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [4].
Универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС включают: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В этой статье хотелось бы остановиться на возможностях формирования познавательных УУД в основной школе.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями в средней школе, происходит в контексте разных учебных предметов. Причем, в отличие от начальной школы в основной школе учебные предметы ведутся разными педагогами и, следовательно, возникает необходимость выработки единого подхода, единой программы формирования УУД с учетом того, что каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи. Например, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста. При решении задач гуманитарного цикла конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а наоборот, с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной предметной информации [1].
В то же время в общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности [2] и проходит через следующие этапы:
- 1 этап — приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация;
- 2 этап — формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;
- 3 этап — тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;
- 4 этап — контроль.
В связи с этим, логичной представляется разработка подхода, основанного на таксономии учебных задач. Это позволит последовательно проходить все этапы формирования универсальных учебных действий как личностных новообразований в рамках различных тем всех изучаемых дисциплин.
Одной из наиболее развернутых, на наш взгляд, является таксономия учебных задач, разделенных по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения. Опираясь на таксономию Д. Толлингеровой [3], выделяющую 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач, мы соотнесли познавательные учебные действия с конкретными учебными задачами, то есть с конкретными операциями, необходимыми для их выполнения. Данная классификация приводится в таблице 1.
Таблица 1
Вид познавательных УУД |
Универсальные учебные действия |
Учебные задачи, необходимые для их формирования |
Общеучебные УУД |
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
· Постановка вопросов и формулировка задач или заданий. · Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) |
поиск и выделение необходимой информации |
· Задачи по узнаванию · Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий · Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил · Задачи по распределению (категоризация и классификация). |
|
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
· Задачи по индукции. · Задачи по дедукции. · Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т. д. · Задачи по практическому приложению. · Решение проблемных задач и ситуаций. · Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) · Задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе) |
|
структурирование |
· Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез).Задачи по сопоставлению и различению (сравнение, разделение) |
|
построение речевых высказываний в устной и письменной форме |
· Задачи по воспроизведению больших текстов, блоков, стихов, таблиц и т. п. · Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование) · Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т. д. |
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
· Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т. п.). · Задачи по индукции. · Задачи по дедукции. |
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
· Задачи по оценке. · Задачи по практическому приложению. · Постановка вопросов и формулировка задач или заданий. · Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) · Задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе) |
|
определение основной и второстепенной информации |
· Задачи по узнаванию · Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий. · Задачи по воспроизведению норм, правил |
|
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
· Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий. · Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению. · Задачи по индукции. · Задачи по дедукции. · Решение проблемных задач и ситуаций. |
|
Логические УУД |
анализ объектов с целью выделения признаков |
· Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез). · Задачи по переносу (трансляция, трансформация). · Задачи по дедукции. |
синтез как составление целого из частей |
· Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез). · Задачи по индукции. |
|
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов |
· Задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т. п.). · Задачи по распределению (категоризация и классификация). · Задачи по сопоставлению и различению (сравнение, разделение) |
|
подведение под понятия, выведение следствий |
· Задачи по сопоставлению и различению (сравнение, разделение) · Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т. п.). |
|
установление причинно-следственных связей |
· Задачи по сопоставлению и различению (сравнение, разделение) · Задачи по распределению (категоризация и классификация). · Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т. п.). |
|
построение логической цепи рассуждений |
· Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т. п.). |
|
доказательство |
· Задачи по сопоставлению и различению (сравнение, разделение) · Задачи по доказыванию (аргументацией и проверке (верификации)) |
|
выдвижение гипотез и их обоснование. |
· Задачи по переносу (трансляция, трансформация). · Задачи по доказыванию (аргументацией и проверке (верификации)) |
|
Постановка и решение проблемы |
формулирование проблемы
|
· Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению. · Решение проблемных задач и ситуаций. · Постановка вопросов и формулировка задач или заданий. |
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
· Задачи по доказыванию (аргументацией и проверке (верификации)) · Задачи по индукции. · Задачи по дедукции. · Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т. п. · Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) · Задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе) |
В рамках каждой изучаемой дисциплины доля разных типов задач неодинакова, что вызывает необходимость овладения системой учебных действий с конкретным изучаемым учебным материалом. Вместе с тем, создание единой системы формирования универсальных учебных действий на основе таксономии учебных задач в основной школе позволяет развивать у учащихся способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, позволяет организовать поэтапную отработку УУД, обеспечить переход к высшим уровням выполнения. Кроме того, изучаемые алгоритмы действий носят уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Литература:
1. Бурменская Г. В., Володарская И. А., Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Г. В. Бруменская, И. А. Володарская, А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение. — 2014. — 159 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
3. Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова, Г. Голоумова, Г. Канторкова. — М.; Прага, 1994. — 48 c.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года. — http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
5. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. ФГОС / Е. В. Чернобай. — М.: Просвещение. — 2014. — 56с.