Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 25.06.2019

Статья просмотрена: 2725 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, А. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания / А. М. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61109/ (дата обращения: 21.11.2024).



Современное, динамично развивающее общество предъявляет все более высокие требования к личности, которые заключаются в умении анализировать информацию, прогнозировать результат, эффективно реагировать на происходящие перемены, разрешать возникающие проблемные ситуации. Но, несмотря на изменение приоритетов в обществе и образовании, такие предметы как история и обществознание призваны, в наибольшей степени, способствовать воспитанию личности нового типа.

В этой связи важнейшей задачей для современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» [2, с. 24]. Овладение ими создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения [1, с. 3].

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) можно понимать в двух значениях:

– в широком значении включает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

– в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3, с. 44].

Важное место в формировании умения учиться занимают познавательные универсальные учебные действия. Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала.

Во втором разделе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», были сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [5].

Таким образом, значение исторического образования сегодня состоит в становлении исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих ученику возможность самостоятельно разобраться в исторических реалиях.

В тоже время, системно–деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования УУД, логика развития которых строится по формуле: от действия к мысли [1, с. 3].

Формирование познавательных универсальных учебных действий связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Познавательные универсальные учебные действия –это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению [4, с. 851].

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

– знаково-символические — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

– умение структурировать знания;

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– смысловое чтение как осмысление цели чтенияи выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

– подведение под понятия, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

– формулирование проблемы;

– создание способов решения проблемы [4, с. 852].

Итак, исходя из такого многообразия познавательных учебных действий, видно, что необходима корректировка методов, приемов и способов обучения, которые будут направлены на их формирование. В частности, в процессе преподавания истории и обществознания следует уделять внимание выполнению следующих видов заданий: заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания на анализ цифровой информации (графиков, диаграмм, статистических данных);задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников; задания на определение объекта по приведенной характеристике и др.

Формированию познавательных учебных действий также способствует работа с различными памятками и алгоритмами, например: алгоритм анализа и интерпретации источника; анализа произведения искусства; памятка для определения причинно-следственных связей; сравнения и обобщения.

Развитию умения строить речевое высказывание в письменной форме (общеучебные познавательные действия), а именно написания эссе и исторического сочинения способствует использование приема «ПОПС–формула»:

Позиция (Я считаю, что проблема актуальна (не актуальна)

Объяснения (…потому, что…)

Пример (Могу доказать это на примере…)

Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)

Овладение данным познавательным учебным действием будет способствовать успеху при сдаче экзамена по истории и обществознанию, который включает задания на раскрытие смысла высказывания в виде рассуждения–эссе и написание исторического сочинения об одном из периодов истории России.

На формирование познавательных УУД работает и технология развития критического мышления. На разных этапах урока истории и обществознания (вызов, осмысление, рефлексия) можно применять такие техники, как: верные–неверные утверждения, кластер, фишбоун, бортовой журнал, синквейн и др.

Данная технология активизирует деятельность учеников на уроке, позволяет организовать поисковый характер усвоения знаний. При этом задача учителя — направить размышления обучающихся в необходимое русло, подтолкнуть их к принятию осознанного самостоятельного решения, к формулировке выводов и умозаключений.

Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно мыслить, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать полученную информацию на практике, успешно овладевшего новыми компетенциями.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, В. Г. Бурменская, И. А. Володарская и др. М., 2011. С. 3.
  2. Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 24.
  3. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.
  4. Степанова О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой учёный. 2016. № 2. С. 851.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказомМинобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://niiot.ru/doc/bank01/doc187/doc.htm
Основные термины (генерируются автоматически): действие, знание, историческое сочинение, необходимая информация, обществознание, основное общее образование, письменная форма, речевое высказывание, решение проблем, формулирование проблемы.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Задать вопрос