Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин
Автор: Ерёмочкина Юлия Владимировна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 02.04.2015
Статья просмотрена: 776 раз
Библиографическое описание:
Ерёмочкина, Ю. В. Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин / Ю. В. Ерёмочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/103/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в Республике Казахстан идёт становление новой системы профессионального образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике образовательного процесса учреждений технического и профессионального образования.
Традиционно цели технического и профессионального образования определялись знаниевой парадигмой. На сегодняшний день такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы и это зависит не от полученных ЗУНов (знаний, умений, навыков), а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие ключевые компетенции, более соответствующие пониманию современных целей образования.
Проблеме формирования ключевых компетенций посвящено значительное количество публикаций как российских исследователей (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Д. А. Иванов и др.) [3,4,6], так и казахстанских ученых (Е. А. Байсбаев, И. С Бекметова, Б. К. Игенбаева и др.) [1,2].
В словаре под редакцией В. М. Полонского ключевые компетенции — это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. [5, с.89].
А. В. Хуторской в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций [6, с.36].
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция.
7. Компетенция личностного самоусовершенствования.
Определение целей профессионального образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести студенты в результате образовательной деятельности.
С этих позиций, преподаватель истории должен подготовить студентов к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстраивать историческую вертикаль, формулировать свое мнение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса и самое главное — применять сформированные компетенции в последующей профессиональной деятельности.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда в колледже должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Наиболее эффективными методами в процессе формирования данных педагогических условий являются исследовательский и частично-поисковый методы, а также метод проблемного изложения материала. Так как при подготовке любого проекта студенту необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках одногруппников (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, студенту необходимо владеть современными средствами информации и информационными технологиями (а это информационная компетенция); учиться презентовать себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); студент, выполняя работу над собственным проектом, заявляет о себе, как о личности, претендует на индивидуальность (компетенция личностного самосовершенствования), будущий рабочий, специалист в процессе учёбы, формирования профессиональных компетенций, осознаёт необходимость и значимость труда, который он выполняет (социально-трудовая компетенция).
Рассмотрим процесс формирования ключевых компетенций у студентов колледжа на уроках истории и общественных дисциплин.
Формирование общекультурной компетенции
Реализуя замысел урока, преподаватель стремится к тому, чтобы студент четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания на практике, в последующей жизни. Перед изучением новой темы преподаватель вводит студентов в курс изучаемой темы, а студенты формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: зачем, почему, как, о чём, далее совместно со студентами оценивается самый интересный вопрос, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, то студентам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время преподаватель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет студентам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе курса.
В рамках формирования ценностно-смысловой компетенции у студентов, преподаватель
- предоставляет студентам возможность самостоятельного изучения параграфа учебника с последующим составлением краткого конспекта и выделением главного в пункте. В итоге студенты не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность;
- вовлекает студентов в предметные олимпиады, которые включают в себя интегрированные задания, требующие применения студентом логики, нестандартного мышления;
- предлагает студентам вопросы, ответы на которые встречаются в определённой профессиональной среде, которые требуют не только знаний по предмету, но и практической смекалки, применения профессиональных компетенций;
- и целом, направляет образовательную деятельность студентов на формирование компетенций постановки цели и определения направления своих действий и поступков.
Формирование общекультурной компетенции
Многие педагоги знают, что студенты, уверенно использующие некоторые компетенции на одном предмете, далеко не всегда смогут применить их на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой преподаватель помогает студенту показать применение известных способов в новой ситуации, работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека.
Возможны следующие пути решения этой проблемы:
- применять устные задания, направленные на формирование грамотной речи, правильное произношение и употребление имен известных личностей, профессиональных терминов, географических названий;
- практиковать упражнения на составление текстовых, творческих заданий с использованием следующих словосочетаний: по сравнению с…, в отличие от…, предположим…, по-моему.., это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я считаю…, я уверен, что…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…
Формирование учебно-познавательной компетенции
Особенно эффективно данный вид ключевых компетенций развивается при:
- решении нестандартных, занимательных, исторических задач;
- проблемном способе изложения новой темы;
- проведении мини-исследований на основе изучения материала;
- использовании тестовых конструкций с информационно — познавательной направленностью;
- структурно-функциональном анализе учебного материала;
- применении познавательных заданий на формирование хронологических знаний;
- введении упражнений, направленных на формирование причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития.
- самостоятельном поиске учебного материала, анализе исторических документов.
Формирование информационной компетенции
Для развития данного вида ключевых компетенций педагог использует следующие приемы:
- самостоятельный поиск студентами различных определений, понятий посредством применения словарей и энциклопедий;
- подготовка студентами собственных презентаций, с применением современных средств информации, информационных технологий, включая Internet ресурсы;
- предоставление преподавателем материала новой темы в виде таблиц, диаграмм, графиков, видеоисточников и т. д.;
- использование задач прикладного характера, направленных на формирование у студентов как информационной, так и профессиональных компетенций.
Формирование коммуникативной компетенции
Для развития этой компетенции преподаватель истории и общественных дисциплин использует следующие приёмы и формы работы:
- устное рецензирование студентами ответов домашнего задания;
- тестовые конструкций свободного изложения ответа;
- работа в группах;
- устные зачеты;
- обсуждение заданной проблемной ситуации в форме индивидуальных ответов;
- ролевые игры, при анализе исторических событий;
- тематические презентации;
- диспуты, дискуссии на заданные темы.
Формирование социально-трудовой компетенции
Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:
- контрольные работы различного рода, например, с использованием электронных тестовых конструкций;
- задания социально-трудового характера;
- различные исследования, эссе, направленные на формирование активной гражданской позиции;
- авторские проекты студентов.
Формирование компетенции личного самосовершенствования
С целью формирования данной компетенции, преподавателем на уроках истории применяются такие виды деятельности, как:
- решение задач с «лишними данными»;
- применение заданий на развитие навыков самоконтроля, например, проведение проверки выполненных заданий;
- самостоятельное составление тестов с определением вариантов ошибочных и правильных ответов;
- внедрение эффективных педагогических технологий, направленных на развитие личности студентов;
- постоянное применение на уроках межпредметных связей, повышающих уровень образования студентов;
- организация процесса личностного осмысления исторического опыта;
- осуществление рефлексии по различным видам деятельности на уроке.
Таким образом, ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому задача педагога создавать такие условия, которые направлены на развитие ключевых компетенций у студентов. Обладая данными компетенциями, студенты смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.
Литература:
1. Байсбаев Е. А. Современные подходы к формированию ключевых компетенций//Вопросы педагогики. 2011.- № 2.,- С.75–77.
2. Бекметова И. С. Формирование ключевых компетенций на занятиях социально-гуманитарного цикла // Профессионал Казахстана. — 2008. — № 8.- С. 21.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 142 с.
4. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Школьные технологии. — 2007. — № 6. — С. 77–82.
5. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2000.- 234 с.
6. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря. http://www.eidos.ru/