Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 02.02.2018

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3114/ (дата обращения: 24.11.2024).



Знакомясь с детьми новой группы (мы стали их воспитателями, когда они достигли старшего дошкольного возраста), наблюдая за их играми, мы обнаружили, что дети часто копировали сюжеты иностранных мультфильмов, никак не проявляя при этом своей фантазии. Игрушки, собранные в группе, мало интересовали наших новых воспитанников — они приносили из дома свои, изображающие героев мультфильмов и играли с ними; детские разговоры часто были связаны с обсуждением последних серий того или иного мультфильма.

Еще одной проблемой нашей — вновь сформированной — группы (в которой оказались и домашние дети, и переведенные из других детских садов) стали часто возникающие конфликты между ними. Эти конфликты, в основном, были связаны с неумением детей общаться, сотрудничать друг с другом в процессе игр и других видов деятельности.

Из бесед с ребятами было понятно, что родители не читают им и не играют со своими детьми. Поскольку нам самим была очень интересна тема славянская мифология, русские народные сказки, изучение верований, обрядов, обычаев и быта, костюмы славян, и изготовление народных кукол, мы решили увлечь детей русскими народными сказками. Это было тем более удобно, что в нашем детском саду есть мини-музей «Горенка».

Начав знакомить детей с мини-музеем русских народных традиций «Горенка»[1] нашего дошкольного отделения (где с детьми проводятся экскурсии занятия соответствующей тематики, досуги, праздники, заседания Детско-взрослого клуба «Задоринка», работающего в нашем детском саду, и т. д.), с русским народным творчеством в целом, мы убедились, что дети с большим удовольствием и вниманием слушают русские народные сказки, живо интересуются предметами, собранными в музее

Анализ проведенных наблюдений привел нас к выводу о том, что, в первую очередь, требуют решения проблемы развития коммуникативных способностей детей, а также — проблемы развития детского воображения и творчества, их игровой деятельности

Мы стали читать детям русские народные сказки, и они очень заинтересовали ребят, они стали приносить в группу книги сказок и скоро у нас появилась своя мини-библиотека. Родители стали брать книги почитать домой, это означало, что мы смогли возродить практику семейного чтения. Видя такую заинтересованность родителей — стали задавать «домашнее» задание: подобрать сказки, в которых действует один и тот же герой; найти иллюстрации к сказкам, где показан русский костюм и др. В ходе чтения дети стали задавать много вопросов: что такое браные скатерти? И откуда взялась Баба яга? Змей Горыныч — это динозавр или нет? Кто такая птица Сирин? Русалки, они добрые или злые? Чем отличается волшебная щука от золотой рыбки? Нам не хотелось давать детям готовые ответы, и мы стали вместе думать, где найти информацию. Поэтому в группе появились иллюстрированные словари славянской мифологии и детские энциклопедии.

В связи с этим мы решили, что основой нашего педагогического проекта, направленного на развитие воображения и творчества детей, а также их коммуникативных способностей, могут стать русские народные сказки, детские творческие игры по их сюжетам.

На первом этапе реализации проекта мы читали детям русские народные сказки, беседовали об их героях и сюжетах, рассматривали и сравнивали иллюстрации к ним, сделанные разными художниками, слушали аудиозаписи сказок в исполнении известных актеров. Особенно нашим детям нравились волшебные сказки. Они с удовольствием возвращались к уже знакомым сказкам и просили прочитать новые, пытались рисовать их героев. Дети активно разыгрывали сюжеты этих сказок, подражая актерам и «по-своему», изображали их в играх-драматизациях, которые мы организовывали.

Через некоторое время мы заметили, что самостоятельные игры детей стали изменяться: в них стали проявляться мотивы русских народных сказок. И вот тут для изображения героев этих сказок понадобились новые игрушки. Дети пытались найти их в группе — они брали кукол би-ба-бо (из кукольных театров), использовали пальчиковые и плоскостные игрушки. Но все они, как правило, не отвечали потребностям детей: чаще всего, это были персонажи из простых сказок, и для обыгрывания волшебных историй они не подходили. Убедившись в этом, дети обратились к взрослым с вопросами: «Что нам делать? Где нам взять героев сказок? Ведь они не продаются в магазине…»

В ответ на это мы предложили нашим воспитанникам подумать, как можно самим сделать нужных им кукол. Дети сначала задумались, а затем предложили нарядить обычных кукол в одежды сказочных персонажей. Но этот вариант был быстро отвергнут в ходе обсуждения самими детьми: «Кукла не станет Бабой-Ягой, если ее просто одеть в костюм». Затем возникло предложение вырезать кукол из бумаги, что дети и сделали. Но эти персонажи «прожили» недолго и скоро порвались. Тогда появилась новая идея: сшить кукол. Но тут же возник вопрос: «Как это сделать?».

Для начала мы предложили детям обратиться с этим вопросом к родителям и вместе с ними узнать, какие бывают куклы, как их можно сделать, какие материалы для этого использовать. Предупредили и родителей о том, чтобы они поддержали инициативу детей и помогли им в поисках соответствующей информации о типах кукол и способах их изготовления.

Родители внимательно отнеслись к детским вопросам и стали искать ответы в интернете, в книгах по шитью, журналах. Таким образом, началось становление и развитие детско-взрослой общности вокруг зарождения общих интересов по отношению к изготовлению сказочных персонажей для разыгрывания русских народных волшебных сказок. На этом этапе ребята узнали, что кукол можно сделать из самых разных материалов: из ткани разной фактуры (велюра, флиса и т. д.), проволоки, дерева, картона, слепить из глины или пластилина, свалять из шерсти.

Больше всего детям понравились каркасные куклы, делать которые предложила С. Е. Бурцева. Внутри такой куклы стоит жесткий каркас из проволоки, поэтому, как сказали дети, «у них гнутся ножки и ручки, с ними удобно и интересно играть». Детям очень захотелось научиться делать таких кукол.

Каждый ребенок выбрал понравившегося ему сказочного героя с тем, чтобы изобразить его в виде каркасной куклы. Но прежде, чем приступать к изготовлению фигурки персонажа, надо было определить его характер. Для этого мы вместе с детьми проделали большую работу: читая сказки в обработке разных авторов, рассматривая иллюстрации к ним, репродукции картин художников, прослушивая аудиозаписи, тщательно вникали в смысл происходящих событий и поступков героев, искали характеристики героев, обдумывали и обсуждали найденное. На этой основе дети пытались представить характеры сказочных персонажей, их поведение, чувства и эмоции в той или иной ситуации, нарисовать соответствующие образы «своих» героев. Дети и взрослые сообща подбирали нужные материалы для изготовления персонажа в зависимости от его характера, думали, как его одеть. Большую помощь в поисках необходимой для этого информации оказывали родители наших воспитанников: они находили ее в Интернете, подбирали литературу и иллюстрации, посещали с детьми музеи[2]. Собрали информацию и о том, где делают кукол, как их делают настоящие «мастера кукольных дел» (сначала рисуют эскиз куклы и — отдельно — эскиз ее одежды, затем делают выкройки, сшивают их и т. д.).

Таким образом, в ходе этой работы с художественными текстами сказок, с текстами справочного и научно-познавательного характера дети — под руководством взрослых -учились извлекать нужную им информацию, понимать ее смысл, использовать для решения своих задач.

И вот однажды в группе торжественно открылась Мастерская по изготовлению сказочных героев. Недостатка в материалах не было: родители принесли обрезки нужной ткани для изготовления тела куклы (попробовав разные ткани, убедились, что наиболее подходящим материалом является флис) и проволоку для каркаса. Детям предстояло многому научиться: делать каркас, подходящий для задуманного героя, вырезать выкройку куклы, «примерять» выкройку к каркасу, сопоставляя их и «подгоняя» по размеру и форме, сшивать (с различными видами швов дети к этому времени уже были знакомы благодаря занятиям, которые с ними регулярно проводила С. Е. Бурцева), набивать голову и туловище куклы специальным материалом (методом проб и ошибок выяснили, что больше всего для этого подходит материал, который называется синтепух) и т. д. Постепенно в ходе обсуждений с детьми были разработаны правила и очередность действий, необходимых для изготовления задуманных кукол. Для того, чтобы получилась кукла, нужно сделать следующее: скрутить из проволоки каркас, вырезать детали кроя из флиса, сшить их, поместить внутрь каркас, набить синтепухом, сшить ручки и ножки, приклеить ладошки и ступни ног, сделать и приклеить волосы, оформить лицо куклы, сшить ей одежду.

По ходу изготовления кукол возникали вопросы, решение которых требовало и таких знаний, которыми дети еще не обладали. Так, в процессе изготовления проволочных каркасов нужной конструкции и величины, подходящих для того или иного героя, детям надо было определить, проволоку какого размера и толщины использовать. Для этого, в частности, в процессе специально организованных образовательных ситуаций создавались условия для знакомства детей со свойствами проволоки и материалов (металлов), из которых она сделана. Дети, попарно сравнивая проволочки разной толщины, сделанные: (а) из одного материала, (б) из разных материалов, исследовали, существует ли зависимость между толщиной проволоки и ее жесткостью (гибкостью). Изготовление волос для Царевен, Русалочек и других сказочных героев потребовало обследования ниток разных видов (мулине, шерстяные, лавсан, шелк и т. д.), изучения их свойств: прочности, толщины, блеска (матовости), шершавости (гладкости), цвета. Эти исследования также проводились в ходе специально организованных образовательных ситуаций, которые помогли выяснить, что в зависимости от типа «прически» сказочного героя для него подбирается вид ниток (например, для кос и объемных «причесок» больше всего подходят шерстяные нитки).

В ходе изготовления кукол создавались условия для развития пространственного мышления и воображения детей. Например, по мере того, как дети вносили изменения в основу проволочного каркаса (например, добавляли проволочки для голов Змея Горыныча, скручивали низ для хвоста Русалочки и т. д.), они специально фиксировали, как эти изменения отражаются на конечном виде сказочного героя.

В процессе работы детей над сказочными персонажами то и дело возникали проблемы практического характера. Решение некоторых из них удавалось найти самим детям. Например, когда стали набивать кукольные ручки и ножки, девочки сказали: «Получается некрасиво, ножки слишком толстые, у царевен таких быть не может». Все вместе стали думать, как сделать ровные, аккуратные ножки и ручки нужной толщины. Попробовали обмотать проволоку нитками в тон телу куклы, но и этот вариант не понравился: «Так тоже не красиво — очень тонкие». Наконец, у детей появилось такое предложение: обматывать проволоку не нитками, а кусочками флиса и закреплять швом «через край». Кисти рук и сапожки на ноги дети научились приклеивать специальным клеем для ткани.

В ходе работы наши воспитанники постепенно привыкали вместе искать способы решения проблем, обсуждать их. Часто они действовали сообща, помогали друг другу — тем более, что некоторые действия легче было выполнять вдвоем, чем в одиночку. Благодаря этому отношения между детьми постепенно явно стали меняться к лучшему — они все чаще пытались сотрудничать друг с другом и в ходе самостоятельной деятельности.

Во время изготовления поделок дети уже начали придумывать и разыгрывать новые сюжеты. И вот наступил день, когда все куклы были сделаны. Но наши воспитанники на этом не остановились — у них возник вопрос, где будут жить сделанные нами герои сказок. Тут же у них появилось предложение сделать Волшебный лес, в котором разместятся дома сказочных персонажей (в том числе, избушка Бабы-Яги, дворец Снегурочки, домик зайчихи Сероушки, пещера Змея Горыныча и др.). Долго думали и обсуждали, как сделать деревья для Волшебного леса. Опираясь на уже имеющийся у них опыт изготовления сказочных персонажей, дети решили внутри стволов и ветвей пропустить проволочный каркас, листья вырезать из флиса или нарезать из ниток, использовать для оформления стволов и веток бросовый материал и разные виды ткани так, чтобы деревья получились разными. Готовым деревьям договорились приклеить глаза: «Ведь они живые, у нас волшебный сказочный лес».

Через некоторое время Сказочный лес, появившийся в группе, стал любимым местом игр детей. Там дети не только разыгрывали уже известные сказки, но и придумывали новые. Кроме того, они им понравилось рассказывать придуманные ими сказочные сюжеты. Взрослые стали записывать тексты сочиненных детьми сказок, а дети нарисовали к ним иллюстрации, сделали единую обложку и оглавление. Так появилась «Волшебная книга сказок Сказочного Леса» — еще один «продукт» детско-взрослого проекта. В качестве примера приведем одну из сказочных описаний, записанных со слов детей.

О том, как появился Сказочный лес.

В некотором царстве, в сказочном, волшебном государстве рос волшебный лес. Все деревья в нем были очень разные, непохожие на обычные деревья, у них были руки — ветки, ноги — корни, глаза, рты. Они могли ходить, даже разговаривать. Когда-то давным-давно они пришли сюда, им очень понравилось это место, и они здесь остались навсегда. Вместе с деревьями в лесу поселились и кустики. Они были очень веселыми, все время играли, хулиганили и прятались за большие деревья. Кустики были похожи на озорных детей. Старые деревья сердились, ворчали и иногда шлепали их своими ветками.

Однажды в Сказочном лесу пошел волшебный цветной дождик и везде, где падали капли, выросли разноцветные огромные цветы. Дождь был сильный, и вода стекала в овраг, где скоро образовалось озеро, в котором расцвели великолепные кувшинки. В одной из них поселилась Царевна-лягушка. А когда закончился дождь и, солнце выглянуло из-за туч, над сказочным лесом раскинулась и засияла радуга.

Пролетала как-то раз мимо Жар-птица, посмотрела она на такую красоту и решила здесь поселиться. Долго кружила она над лесом, выбирая себе место для гнезда. Наконец, увидела она раскидистое дерево, которое махало ей своими зелеными руками-ветками и звало к себе. Здесь она свила себе гнездо. Каждый день купалась она в радужных красках, ведь радуга тоже навсегда осталась в Сказочном лесу. А еще клевала Жар-птица разноцветные ягоды, которых в лесу было великое множество, и становилась все ярче и краше.

По одной из придуманных сказок дети решили сделать мультфильм.

Опыт создания мультфильмов у детей к этому времени уже был[3]. Первый рисованный мультфильм дети создали, используя свойства магнитов (фигурки его героев крепились на цветных скрепках и передвигались с помощью магнита). Во втором — кукольном — мультфильме к куклам из пальчикового театра приклеивались магниты, и дети передвигали их, используя свойство магнитов притягиваться друг к другу.

Для нового мультфильма дети решили использовать сделанных ими сказочных героев, но столкнулись с проблемой: как «поставить» кукол на магниты. Приклеить магниты, как это сделали в магнитном театре, было нельзя, поскольку с такой фигуркой невозможно играть. На этот раз магниты надо было научиться прикреплять к куклам временно. Сначала дети решили привязать их веревочками, но куклы падали, передвигать их было невозможно. Начались поиски...

Решение неожиданно подсказали сандалики с ремешками на липучках: застегивая обувь после тихого часа, Сережа Ш. предложил: «Давайте приклеим к ножкам кукол одну сторону липучки, а к магниту другую и «прилепим» их друг к другу. Первые же опыты с липучками прошли удачно, и дети с помощью взрослых приступили к созданию нового мультфильма, где герои двигались с помощью магнита, а птицы летали на прозрачной леске (это была еще одна детская находка).

Подводя итог реализации педагогического проекта, в рамках которого был выполнен детско-взрослый проект (его «продуктами» стали сказочные персонажи, мультфильм, сделанный детьми совместно с взрослыми, и сочиненные ими сказки), можно утверждать, что созданные нами условия благотворно отразились на развитии творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей, их умений выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность.

Еще один важный вывод, на который хотелось бы обратить особое внимание, состоит в следующем. Обычно педагоги считают своей прерогативой создание развивающей среды для детей. Мы убедились, что дети дошкольного возраста в процессе совместной с взрослыми проектной и исследовательской деятельности в состоянии вносить изменения в предметную среду групповой комнаты, руководствуясь своими игровыми интересами, делая ее тем самым развивающей для себя.

Закончив изготовление кукольных персонажей русских народных сказок, наши воспитанники на этом не остановились — они решили сделать атрибуты для того, чтобы стало интереснее играть со своими любимыми игрушками. Поскольку мальчики нашей группы в то время увлекались играми с роботами, было принято решение сделать для них «планету». Разработанный нами проект этой «планеты» включал: дом с горкой (по которой роботы, передвигающиеся на колесиках, легко могли подниматься и спускаться), окружающие его растения и летающие тарелки для полетов на другие планеты. Дети с энтузиазмом взялись за работу: решено было все сделать из бросового материала (в основном, из пластиковых бутылок и коробочек), обклеить фетром и флисом. Закончив, развернули общую игру в Планету андроидов, в которой оказалось множество увлекательных и разнообразных поворотов сюжета. Очень скоро ребятам понадобилась другая «планета», чтобы было куда летать роботам. Так была создана игра «Чужая планета» с инопланетными разноцветными горами, кратерами, вулканами, растениями и грибами. Из пластиковых бутылок сделали ракету, звездолет и заселили планету инопланетянами.

Для любимых игр девочек с летающими лошадками сделали специальную «площадку», в которую входит конюшня, домик со смотровой площадкой, лошадиный бассейн, кормушки. Тележки для перевозки лошадок сделали из старых, поломанных машинок, которые попросили у мальчиков. Для изготовления игры пригодились пластиковые упаковки разных форм и размеров, которые обклеили фетром, украсили стразами и цветами.

В настоящее время, продолжая работу в нашей Мастерской, дети строят «Остров драконов». Ребята склеивают куски фетра, для того, чтобы получись горы, вырезают в них пещеры, где живут драконы. Горы делают в несколько этажей, которые крепятся между собой при помощи «липучек». Между горами придумали сделать мостик: «Чтобы драконы ходили друг к другу в гости». Вершины гор обклеили белым фетром «Как будто снег лежит».

А в планах у детей все новые интересные игры, так придумывается и разрабатывается игры «Город эльфов», «Снежный городок», «Льдины для пингвинов».

В дальнейшем мы планируем активизировать нашу работу по вовлечению детей в «творение» развивающей среды в детском саду.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Пропп В. Я. «Русская сказка» М. «Лабиринт» 2011.
  3. Пропп В. Я. «Морфология Волшебной сказки». М. «Лабиринт» 2011.
  4. Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» М. «Лабиринт» 2011.
  5. Детская энциклопедия «Мифология» Дорохина Л. Н., Макаревич В. М., Широкина Е. В., Шокарев С. Ю., Шуйская Ю. В. М. «РОСМЕН» 2008.
  6. Александрова Л.А «Народный календарь» М. «Белый город» 2003.
  7. Лаврова С. А. «Славянские сказания» М. «Белый город» 2007.
  8. Волков В. Б. «Русская деревня» М. «Белый город» 2004.
  9. Семенова М. В. «Мы — славяне» М. Азбука 2010.
  10. Афоничева Е. А. «Куклы своими руками» М. АРС 2013.
  11. Мудрагель Л. «Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление». Спб. «Питер Пресс» 2015
  12. Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник в 2-х томах. М.2012.

[1] Мини-музей русских народных традиций «Горенка» был создан в ГБОУ Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В.В.Колесника дошкольном отделении №3. Москвы его сотрудниками и родителями воспитанников под руководством Т.Н. Деминой.

[2] Среди них такие, как Музей русского костюма и быта, Музей русских сказок «Жили-были», Этнический парк-музей русской сказки имени А. С. Пушкина, Государственную Третьяковскую галерею и др.

[3] См. Бурцева С.Е., Демина Т.Н. Развитие познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий и игрового экспериментирования. // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник в 2-х томах. Том 1. Теория и методика. С. 368 - 373.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, кукла, Сказочный лес, сталь, волшебный лес, герой, группа, детский сад, сказочный герой.

Похожие статьи

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Похожие статьи

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Задать вопрос