Роль мониторинговых процедур в прогнозировании познавательной активности и организации учебной деятельности в средней школе
Автор: Беликова Елена Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2015
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Беликова, Е. В. Роль мониторинговых процедур в прогнозировании познавательной активности и организации учебной деятельности в средней школе / Е. В. Беликова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9275/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Педагогический мониторинг» — это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, сообщающая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым (в той или иной степени) и, задача состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения. Главная задача мониторинга сводится к уменьшению разницы между фактическим с имеющимся планом.
Составляющими содержания педагогического учебного мониторинга являются психолого-педагогические результаты и функциональные результаты.
Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, которыми задаются условия успешной учебы и ее желаемые результаты. При оценке происходит: 1) сравнение реальных результатов с нормами в учебной деятельности; 2) содержательная оценка результатов; 3) коррекция учебной деятельности.
Чтобы стандарты и нормы эффективно применялись:
они должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования (например, государственные образовательные стандарты содержания образования);
должна выполняться осуществимость, согласованность с возможностями школы, учеников, т. е. учет реальной выполнимости задаваемых стандартов и норм. Завышение норм ведет к срывам, сбоям в процессе обучения, неуверенности учеников. Снижение норм вызывает состояние безделья, самодовольства, лени.
при создании норм должны учитываться и конкретные условия, в которых предполагается их выполнение. Мониторинг — не только процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и основа для их пересмотра, их корректировки.
В первую очередь, ответственность в оценке соблюдения учебных нормативов несут учителя и их объективность педагогической оценки.
Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, предсказаниям. Обратная информация — необходимый элемент мониторинга.
Для обеспечения эффективности мониторинга в школе, он должен обладать свойствами (обратной информации): полнота, своевременность, доступность, объективность, непрерывность, специфичность для каждого уровня мониторинга.
В школе применимы следующие виды мониторинга:
по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
по используемому инструментарию (стандартизированный, не стандартизированный, матричный и т. д.).
Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации.
По каким направлениям может осуществляться педагогический мониторинг?
Ученый-педагог, профессор кафедры педагогики Калининградского университета Ю. А. Конаржевский эти направления определяет следующим образом: эффективность и действенность внутришкольного управления; состояние и результативность методической работы; состояние качества преподавания и организации процесса учения; состояние воспитательной работы; состояние работы с родителями; взаимодействие с внешней средой; физическое воспитание и состояние здоровья учащихся; посещаемость; уровень развития учащихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков; анализ конечных результатов функционирования школы.
Проблема мониторинга особенно актуальна для системы «ученик — учитель».
Для такой системы мониторинг включает в себя совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию.
Наиболее эффективна интерпретация во взаимосвязи с целями обучения.
Технологический подход к обучению, разрабатываемый в трудах американского психолога Б. Ф. Скинера (программированное обучение), английского дидакта А. Ромишевски (разработал целеориентацию обучения) и других, обеспечивает высокую результативность процесса обучения.
Оперативная обратная связь, которую предусматривает мониторинг учебного процесса, — последовательное достижение цели обучения.
В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение);
подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
заключительная оценка результатов.
Учебный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Формирование новых предметных знаний, как правило, происходит путем перестройки или изменения уже имеющихся представлений, а возможно требует и отказа от них. Задача современного обучения и образования в целом состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент познания и творческого осмысления мира, применения для дальнейшего его развития. Необходимо всеми средствами стимулировать познавательную деятельность обучающихся, используя различные виды учебного диалога, опору на воображение, использование аналогий и метафор, работу с концепциями, моделями и другое.
Педагогический мониторинг используют в различных моделях обучения, в том числе, в инновационном подходе к учебному процессу. В таком подходе целью обучения ставится развитие у учащихся возможностей осваивать новые знания на основе формирования творческого и критического мышления, практического опыта, и навыков учебно-исследовательской деятельности.
С этим направлением связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности; обучения как организации учебно-игровой деятельности; обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии.
Обученность учащихся, их предметная компетентность важнейший показатель учебного процесса на любом этапе. Диагностика уровня обученности учащихся включает три этапа: предварительный, предположительный; уточняющий и окончательный.
Учитель сам проводит диагностику предварительную и уточняющую. Путем наблюдения за учебной деятельностью учащихся на уроках, проведения различных диагностик уточняет (или опровергает) определенные тенденции. Таким образом, на первом этапе определяется направление, в котором будет разворачиваться ход дальнейшего анализа. Второй этап обычно совпадает с рубежным контролем. Он проводится аналогично входному. Рубежный контроль уже показывает степень реализации ближних целей, поэтому второй этап предполагает аналитическую работу учителя (и руководителя) по сопоставлению реально достигнутых результатов с исходно запланированными. Производится коррекция деятельности, направленная на устранение выявленных недочетов, а следовательно, и на совершенствование всего учебно-воспитательного процесса.
Результаты итогового контроля служат источником для формулирования окончательных выводов. В качестве примера приведу результаты выполнения административных контрольных работ по алгебре учеников 7 «А» и 7 «Б» классов.
Мониторинг — состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам. Высказывается мнение, что мониторинг лишь констатирует факты знания или незнания того или иного материала. Даже если бы это было так, учителю достаточно уже только этого факта, чтобы активизировать свой методический потенциал, применить другие формы и методы обучения при преподавании материала, скорректировать обучающие задания и проверочные контрольные работы для решения проблемы. Но мониторинг позволяет каждому ученику, каждому учителю, каждой школе сравнивать свои достижения и недостатки с общим уровнем выполнения того или иного задания по учебным предметам, выявить свои проблемы и осознать их глубину. А следовательно, спланировать и провести методическую работу для ликвидации этих проблем на разных этапах мониторинга знаний.
Литература:
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг и качество образования. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 с.
- «Завуч школы», № 6, 8, 1999.
- Зотова Н. К. Обучение проектированию образовательных систем. Учебное пособие. Интернет
- Результаты административного контроля по математике общеобразовательной школы