Как известно, одним из показателей прогрессивной общественной жизни является разнообразие культур, следовательно, столкновение различных ценностных приоритетов создает условия для их взаимообогащения. Однако часто культурно-ценностные установки не совпадают. Это ведет к интолерантности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Многочисленные проявления нетерпимости показывают, что современный молодой человек не готов к диалогу с Другой культурой. Предубеждения увеличивают дистанцию, степень недоверия между людьми, деформируют характер межкультурного взаимодействия. Решение ситуации возможно, если субъект рассматривает культурные отличия как альтернативу и в своем личностном становлении достигает поликультурности.
Таким образом, остро востребуется поликультурная личность и, как следствие, возрастает социальная роль общеобразовательной школы. Только максимальное внимание к личности ребенка в состоянии помочь ему справляться с противоречиями поликультурного роста. А это значит, что на уровне школ актуализируется воспитание, поиск подходов к его содержанию, направленному на формирование поликультурной личности в образовательном процессе. [1,с.35]
XXI век — век поликультурной интеграции. Процессы глобализации и международной интеграции предъявляют особые требования к подготовке выпускников школ. Для того чтобы быть конкурентоспособными в общемировом пространстве, строить взаимовыгодный диалог со всеми его субъектами, уметь устанавливать научные и межкультурные мосты между представителями различных стран и культур. Современный выпускник должен обладать межкультурными коммуникативными компетенциями, позволяющими понимать, сравнивать, анализировать.
Также он должен уметь их применять в различных жизненных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Целью образования в школе является подготовить и воспитать любознательного, интеллектуального, неравнодушного к проблемам окружающей жизни человека, стремящегося к созданию лучшего безопасного мира, знающего и любящего свою культуру и историю и уважающего культуру и историю других стран.
Задачами поликультурного образования является:
- формирование позитивного отношения учащихся к своей и другим культурам;
- воспитание толерантного отношения учащихся к культурным различиям, преодоление негативных этно-социальных стереотипов;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- формирование у школьников культуры межнационального общения. [2,с.133]
Средствами поликультурного воспитания учащихся начальной школы являются: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; народные игры и игрушки; декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, мини-музеи.
Основными формами работы младших школьников является: индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и специалистов, комплексные и профильные экспедиции, туристические маршруты, туристические бюро, конференции, конкурсы, выставки творческих работ, телекоммуникационные диалоги, телемосты, олимпиады, марафоны, турниры, интеллектуальные игры развития познава-тельных интересов и творческих способностей, многопрофильные научно-методические лагеря, сборы, школы одаренности, информационно-методическая и издательская деятельность, направленная на всестороннее развитие творчества детей и молодежи и многое другое.
Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям:
- развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания в контексте поликультурной среды
- получение и усвоение знаний о поликультурной среде
- формирование рефлексивной культуры
Однако самыми главными и наиболее эффективными методами контроля практической деятельности учащихся являются такие методы контроля, как написание эссе, заполнение анкет, проведение тестирования и т. д.
Педагог как субъект образовательного процесса обеспечивает воздействие на ученика как субъекта образовательного процесса, разрабатывает системный подход при изучении многих социальных явлений, учитывает социокультурную реальность и этнокультурные характеристики ребенка. При этом ученик становится активным субъектом обучения. Взаимодействие педагога направлено на включение ребенка в учебную деятельность, признание его индивидуальных особенностей, формирование у него самостоятельного мышления, суждения и поступков, независимо от авторитетов. Таким образом, во главу угла ставится личность ребенка как субъекта взаимодействия в процессе обучения и культурного развития. Для этого разрабатываются методы теоретического анализа, проводится экспериментальная работа, апробируются методики внедрения концепции поликультурного образования учащихся на базе учебных дисциплин. Как уже указывалось выше, активно используются методы тестирования, анкетирования учащихся, а также проведение интерактивных бесед, дискуссии, семинаров, круглых столов и кейсов. Особая роль в этом процессе отводится родителям как еще одному субъекту — участнику образовательного процесса в условиях поликультурного общества. Взаимодействие с родителями заключается в том, что именно педагог готовит взрослых к новой роли — роли родителей ребенка, обучающегося в поликультурной среде. Оно осуществляется через всевозможные педагогические приемы. Семинары для родителей, консультации по вопросам учебно-воспитательной деятельности, открытые уроки, дни открытых дверей, мастер-классы, психологические тренинги и т. д. В результате родители становятся субъектом образовательного процесса. Что в условиях поликультурной среды становится особенно важным, поскольку они, со своей стороны (педагог — с другой стороны) оказывают необходимую помощь и поддержку своему ребенку в процессе его становления как личности, способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы, иными словами, быть готовым к пониманию и уважению инокультур.
Для учителей начальной школы, социальных педагогов и других специалистов, занимающихся реализацией поликультурного пространства целесообразно предложить следующие методические рекомендации:
1. Организовать познавательную деятельность учащихся включая в нее знания о культуре межнациональных отношений.
2. Создавать воспитательные ситуации, в которых может проявится эмоционально-ценностное отношения к людям другой национальности. В таких ситуациях происходит накопление учащимися практического опыта в сфере общения в многонациональном коллективе.
3. Обеспечивать развитие познавательного интереса младшего школьника к культурному разнообразию.
4. Стимулирование познавательную мотивацию и обогащать мотива- ционную сферы культуры личности.
5. Конструировать содержание образования в процессе развития познавательного критерия поликультурности младших школьников, на основе множественности, альтернативности, диалогичности, открытости, не ограничиваясь односторонними, однозначными суждениями.
6. Акцентировать внимание младших школьников на разнообразии культур, знакомить учащихся с их особенностями, при этом задействовать эмоционально- творческие проявления личности.
7. Организовывать условия для самореализации и самораскрытия личности посредством включения в различные виды творческой работы.
8. Развивать ценностное отношения к другим культурам, включать учащихся в ситуации сопереживания, соучастия, когда проявляется личностное вхождение младшего школьника в мир другой культуры.
9. Воспитать ценностное рефлексирующие отношения к повседневным событиям, действиям, явлениям.
10. Обеспечивать диалогическую самореализацию учащихся в общении с Другими культурами.
Таким образом, умелый отбор различных методов работы, сочетание разъяснительной и практической деятельности создает условия для поликультурного воспитания учащихся, повышения эффективности развития у подрастающего поколения культуры межнациональных отношений, влияния на их сознание и чувства.
Литература:
1. Ибрагимов, Л. А. Поликультурное образование в многонациональной России / Л. А. Ибрагимов, И. И. Легостаев // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 3. — С. 234–240.
2. Карягина Ю. А. Воспитание поликультурности подростка в образовательном процессе. Оренбург, 2007.