Мы должны быть очень осторожны при выборе профессии. Если мы выберем неправильную профессию, то впоследствии окажемся в затруднительном положении. Прежде всего, мы должны понять, что нам нравится от всего сердца. Мы должны выбрать профессию, к которой у нас есть естественная симпатия. Во-вторых, мы также должны понимать нашу способность делать то, что мы выбираем. Мы должны четко знать, что если мы выберем профессию, то сможем читать для нее.
Человеку может нравиться работа врача. Но он, возможно, не сможет изучать сложные предметы медицины. В-третьих, мы должны знать, сколько мы будем зарабатывать в той профессии, в которую вступаем. Есть некоторые профессии, в которых человек не может много зарабатывать. Также уместно посмотреть, легко или трудно устроиться на работу по профессии. Важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт, а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели привить им любовь к каким-либо учебным предметам, а таланты еще не проявились. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.
Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако, он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Для молодежи выбор предметов означает выбор определенной профессии. Каждый колледж должен направлять вновь принятых студентов по выбору их предметов. Для их консультирования могут быть сформированы специальные советы преподавателей и экспертов. На самом деле, учителя должны давать им краткие тесты, а затем консультировать их по предметам, которые они могут выбрать. Каждый работающий человек в обществе должен очень тщательно подходить к выбору своей профессии. Успех в жизни зависит от правильного выбора профессии. Неправильно выбранная профессия не приносит ничего, кроме неудачи и разочарования. Выбор профессии и карьеры имеет большое значение. От правильного и своевременного выбора профессии во многом зависит успех в жизни. Это решает будущий успех или неудачу. Плоды нерешительности горьки. Точно так же неправильное решение также нежелательно. Поэтому следует постараться выбрать свою карьеру как можно раньше. Это должно быть определено к моменту сдачи первого экзамена в правление. Жизнь сейчас действительно сложна.
Выбор профессии — это не просто вопрос симпатий и антипатий. Финансовые ресурсы играют очень важную роль в принятии решения о выборе профессии. Из-за нехватки средств придется выбрать гораздо более скромную карьеру. Смена карьеры в потоке может оказаться рискованной. Неразумно время от времени менять карьеру. Поэтому выбирайте свою карьеру тщательно и мудро, после принятия решения придерживайтесь своего решения. Используйте всю свою энергию, и ресурсы для достижения своей цели. В подростковом возрасте характер пока только лишь создаётся. Психические особенности человека исключительно гибкие, изменяющиеся свойства.
Установлено немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, посчастливилось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Талант создается в деятельности. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Помимо того, непросто понять, понравится ли ребенку психология или та же экономика ведь в школе он не учил ничего подобного.
Для того чтобы не допустить ошибку, надо увеличивать горизонт по отношению к миру профессий. Сориентировавшись в своих возможностях, заинтересованностях и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Принятие решения должно опираться на многие факторы уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Более того, специальность обязана доставлять удовольствие и гарантировать наибольшую реализацию его личностных способностей.
Большая часть выпускников, выбирая профессию, свой личный круг интересов и предрасположенности ставят на третье место по степени значимости, а возможность трудоустройства — и вконец на восьмое место. И совершенно не предусматривают свою профессиональную пригодность, которая вскоре будет являться одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора.
Что же такое профессиональная пригодность? Это состояние здоровья, психофизиологические индивидуальности вашего организма, профессиональные способности. Типичная оплошность при выборе профессии: задавать вопрос себе, какая область деятельности вам будет наиболее занимательна. Логика такого размышления элементарна: я иду работать, чтобы мне платили заработную плату, а это вероятно, что мне необходимо найти работу занимательнее, дабы потом не было больно и досадно за зря потраченное время. Однако, все как раз наоборот: чем более увлекательны обществу ваша специальность и ваши умения, тем больше вы будете получать денег. Чем более мастеровито и компетентно вы сможете разрешить чьи-то трудности, тем дороже это будет оплачено. Вы, в первую очередь, обязаны быть интересны тем, что вы проделываете и как вы это проделываете. А то, что вам должно быть увлекательно дело, которым вы намереваетесь заняться, вопрос уже второго порядка.
Безошибочный выбор профессии подчиняется и двум правилам. Первое: специальность обязана быть занимательна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше опытность для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. И ежели первое утверждение справедливо, если вы им в абсолютной мере руководствуетесь, тогда вступает в силу второе правило: специальность в наибольшей мере, насколько это, возможно, обязана привлекать внимание вас и нравиться вам.
Литература:
- Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественнонаучного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2001. -506с.
- Быков О. В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты. /Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2000.- с. 13–15.
- Воробьёва А. И., Петровский В. А., Фельдштейн Д. И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М, 1987.
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — Спб, 2006.
- Образцов С. В. Моя профессия / Сергей Образцов; [вступ. ст. авт.]. — М.: Искусство, 1981. — 460 с.