Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы
Автор: Лысенкова Марина Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.05.2019
Статья просмотрена: 3739 раз
Библиографическое описание:
Лысенкова, М. В. Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы / М. В. Лысенкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15050/ (дата обращения: 16.11.2024).
Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он Человеком был.
Расул Гамзатов
Сегодня высшей целью образования является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. И, несомненно, велика роль педагога в развитии и становлении личности ребенка, с одной стороны он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учащихся, с другой стороны он должен быть личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, должен быть ЧЕЛОВЕКОМ.
XXI век — век гуманизации образования, который «предполагает иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной менталитет». Как отражение новой гуманистической парадигмы ученые выделяют аксиологический (ценностный) подход. Ценности самоопределения как возможности определить своё место в жизни, в обществе, осознать свои гражданские, национальные, социальные и профессиональные интересы, должны найти своё воплощение в когнитивном (познании), отношенческом (мировоззрении) и деятельностном (социальное и культурное действие) аспектах развития личности школьника. В идеале ценности должны объединять детей, родителей, учителей. Задачами для педагога является: обеспечение качественного образования личности, развитие её индивидуальных способностей; воспитание у школьников чувства гражданского самосознания, патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества; формировании духовно — нравственных качеств личности, способной делать свободный, осознанный, ответственный выбор ценностных идеалов в личной, общественной, духовной жизни и в профессиональной сфере.
«Ценности — это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников: воспитание — это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка; социализация — это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны». [1]
«Аксиологический подход[1] в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды». [2]
Аксиологический подход определяет весь уклад школьной жизни, в основе которого — национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, и в нем возникают проблемы духовно-нравственного развития. Ценностные ориентиры — обязательное условие воспитательного пространства. Прежде всего, необходимо вместе с родителями обсуждать условия и способы формирования ценностных ориентиров у детей: именно близкие детям взрослые — родители и учителя — должны демонстрировать ценностное отношение к наиважнейшим общечеловеческим понятиям: миру, человеку, семье, труду, знаниям, культуре, Родине, Отечеству, вере, здоровью, нашей планете, прекрасному. Ученики должны быть путешественниками, открывателями, творцами.
Для формирования ценности необходима совместная деятельность с другими людьми. Ключевым фактором человечности является принятие ценности через деятельность, в связи с этим обеспечивается моральная рефлексия, побуждающая нравственное самосознание — совесть человека. Принятие ценностей человека раскрывает его духовность.
Аксиологический подход позволяет включить в исследовательское поле такие аксиологические феномены как ценности, мотивы, переживания, веру, созидание и идеал. Этот подход ориентируется на изучении конкретного человека в определенных историко–социокультурных условиях жизни и его ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. Ученику необходимо эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий, необходим опыт собственной деятельности.
Являясь практикующим учителем, я вижу необходимость в совершенствовании деятельности студентов педагогических вузов. Это можно обеспечить путем внедрения в практику новых форм и технологий, самое главное — творчества. Необходимо, чтобы студенты сами ставили цели своей деятельности, так как тогда деятельность будет иметь активный, в том числе творческий характер. Если цель задать — деятельность будет носить исполнительный характер. Задача развития личности студента заключается, в конечном счете, в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, не забывающего кодекс чести учителя (будь личностью, не навреди, никогда не падай духом…). Человека может воспитать только Человек. Детская жизнь — не игрушечный вариант жизни взрослой. Все происходит единожды и всерьез.
Педагогическое сообщество, общеобразовательная школа способны взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.
Следует помнить, что школа — дом, моделирующий мир культуры. В этот дом ребенок приходит не просто учиться, а проживать, осваивать определенное культурное пространство, творить в нем. А мы должны развивать человеческую природу, рассматривать многогранность человеческих отношений, давать обширные знания, развивать сложную диалектику Души.
Литература:
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения).
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).
- Журнал «Начальная школа» № 8 2014 «Категории «духовность» и «нравственность» в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России». (С.30–34).
[1] Предпринимаемые попытки подменить аксиологический подход к воспитанию и социализации компетентностным недопустимы. Компетенция – это способность (готовность) обучающегося применять полученные знания, умения и навыки для решения определенного класса практических задач. В обучении формирование компетенций возможно, так как научные знания – основное содержание обучения – сами по себе этически нейтральны (объективны) и служат инструментом решения технических, экономических, социальных и иных проблем. Содержание же воспитания всегда ценностно ориентировано, оно раскрывает ценности и без них не имеет значения. Воспитание компетенций превращает ценности в инструмент решения некоторых личностных и социальных проблем, формирует у ребенка способность (готовность) применять нравственные ценности и моральные нормы как средство решения определенных задач: достижения успеха, повышения конкурентоспособности, коммуникабельности, качества жизни и т. д. .Компетентностное воспитание формирует человека как набор компетенций, в конечном счете, человека как социальную компетенцию, человека, приспособленного для решения определенного класса задач.