Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника
Авторы: Максакова Людмила Викторовна, Айрумян Гаянэ Сергеевна, Баширова Райся Расватбековна, Кочина Лариса Павловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 28.06.2018
Статья просмотрена: 5180 раз
Библиографическое описание:
Максакова, Л. В. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14392/ (дата обращения: 16.12.2024).
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование, в котором системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности гражданина России.
Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.
Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрезвычайно важным является вопрос формирования ценностных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образования.
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.
Формирование у школьников позитивного отношения к базовым ценностям общества является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особый акцент получило «духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [5, 17].
Нравственное воспитание в условиях школы есть обучение нравственности (в узком значении — обучение нормам общества, приличия), что с точки зрения науки и практики является неправильным, ведь обучить нравственности нельзя. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся индивидуализированным и в целом протекающий стихийно. Ю. К. Бабанский отмечает, что «задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство» [3, 79].
Таким образом, речь идет о диктуемых культурой формах поведения человека в различных ситуациях и отношениях — от поведения на уроке или перемене в школе до взаимодействия в семье, ближнем окружении.
В. А. Сухомлинский считал, что нравственное воспитание детей — мудрое ограничение, в котором ребенок должен понять три вещи: можно, нельзя и надо [4].
С первых лет жизни ребенок, погружаясь в живые впечатления из окружающей жизни, знакомится с нормами поведения, а впоследствии учится строить в соответствии с ними повседневную жизнь. Недостаточно просто познакомить учащихся с нормами нравственного поведения. Ученики должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, так или иначе касается окружающих, что каждый их шаг, поступок — это испытание.
С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет «говорить совесть». Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания. Если человек поступил хорошо, он испытывает мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.
Нравственное формирование человека начинается в семье, «…здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера» [1, 185].
В процессе воспитания ребенок, находясь в семье, обязан выполнять действия и вести себя в соответствии с принятыми в этой среде правилами и нормами, причем обязательным условием является то, что родители обсуждают с ребенком эти правила и нормы, их смысл и значение, в результате чего он вырабатывает к ним собственное отношение. Следует отметить, что одним из факторов семейного воспитания является личность самого взрослого, прямая «демонстрация им своего поведения, поступков, суждений по поводу тех или иных ситуаций» [2, 57].
Позже, в школе, нравственное развитие приобретает еще большую системность и целенаправленность. В начальных классах ученик не только овладевает основами знаний — у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, труду, вещам и самому себе.
В результате у учащихся формируются основы личностного развития: готовность к духовному и нравственному самосовершенствованию; способность к предметно-продуктивной, творческой, социальной деятельности; трудолюбие и способность к преодолению проблем; бережное отношение к человеку, осознание ценности жизни; принятие национальных духовных традиций и культуры; происходит формирование морали, совести, мотивов к активному участию в общественной жизни; осознание себя гражданином России, жителем родного края, членом общества и семьи.
Для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует не только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.
Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.
Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом «надо» выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе.
Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки.
Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В моральном сознании учащихся начальной школы преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся еще на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.
Методы воспитания — это способы воздействия педагога на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Применительно к школьной практике можно сказать, что это способы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые способствуют изменениям в уровне развития качеств личности младших школьников. В педагогической литературе описываются классические методы и приемы нравственного воспитания. Они направлены на привитие школьникам норм и правил общественной жизни.
В начальных классах часто анализируют рассказы на этические темы. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Разъяснение — это метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Проникая незаметно в психику, педагогическое наставление действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники податливы к нравоучениям взрослых. Педагог, опираясь на эту специфику детской психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой — либо нравственной проблемы.
Пример — воспитательный метод исключительной силы. Когда говорят о данном методе, подразумевают, прежде всего, образец — конкретных людей: родителей, учителей, друзей или героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, в этом случае психологической основой воздействия служит подражательность. Известно, что младшие школьники готовы подражать своему учителю во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.
Перечисленные классические методы нравственного воспитания зачастую действуют в условиях достаточно мощного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Значимым же признаком сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит к эмоциональному дискомфорту, неудовлетворенности собой, если нарушаются проверенные личным опытом принципы социального существования.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от примитивных навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия решения и моральный выбор.
Литература:
- Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003.
- Иванов Д. А. Экспертиза в образовании. Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд.центр «Академия», 2008.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. Т.2. М.: Педагогика, 1980.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.