Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника
Автор: Абдулаева Мадина Алиасхабовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 31.03.2016
Статья просмотрена: 503 раза
Библиографическое описание:
Абдулаева, М. А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника / М. А. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9546/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современный этап развития образования в РФ характеризуется процессами радикального его реформирования. Государство и общество осуществляют переход от одной социальной системы к другой. Традиционные для многих десятилетий социальные ценности уже не являются таковыми, а новые — находятся на стадии становления, всё ещё конкретизируются и однозначно не восприняты.
Развитие образования происходит в условиях значительного воздействия на этот процесс комплекса дестабилизирующих факторов: экономическая нестабильность, дефицит финансовых средств, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы с исполнением законодательных актов в сфере образования, обострение межэтнических, межконфессиональных отношений, активизация религиозного и национального экстремизма и др. влияний. По мере углубления процессов перехода экономики на механизмы рыночного регулирования демократизации государственного аппарата и гуманизации общественной жизни в стране все актуальнее становятся проблемы взаимосвязи обучения и воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствует Национальная доктрина образования в РФ, содержание, которой пронизано идеей обеспечения единства образования, воспитания и развития, учащихся в период их обучения в учреждениях общего или профессионального образования [1].
В России принята и реализуется Федеральная Программа развития образования, главной целью которой является развитие системы образования в интересах формирования гармонически развитой, социально активной, творческой личности.
Выполнение программы ориентировано на достижение двенадцати подцелей. Многие из них ориентируют государство и общество на гармоничное развитие личности, усиление воспитательных функций образования, формирование нравственной природы подрастающего поколения (гражданственности, уважение к правам и свободе человека, любви к Родине, семье, окружающей природе).
Национальная программа развития образования подчеркивает, что судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающие духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает всевозрастающую значимость. В условиях роста безработицы, преступности, пропаганды средствами массовой информации, далеко не лучших образцов западной культуры, насилия, злобы человека к человеку, низкого уровня правового воспитания, снижения престижности права на труд, формальной декларативности бесплатного медицинского обеспечения и образования. Упомянутые и другие факты оказывают негативное влияние на уровень духовно-нравственной воспитанности личности учащихся, создают почву для формирования у детей, подростков, молодёжи аморальной психологии, поведения индивидуализма и эгоизма, неуважительного отношения к старшим, друг к другу, производительному труду, сельскому хозяйству и промышленности, стремления к легкой наживе [3].
Неслучайно Национальная доктрина образования РФ ориентирует директивные документы на воспитание у учащейся молодёжи высокой нравственности. Данное положение приобретает статус целевой ориентации национальной системы образования России на реализацию, которой мобилизованы усилия общего, профессионального и дополнительного образования страны с акцентом внимания на общеобразовательную школу.
Формирование нравственной природы личности начинается с момента рождения, продолжается на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе и учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к обществу, Родине, своим обязанностям и самому себе.
В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений с взрослыми и сверстниками, нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувства, сознания. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к общественной деятельности [2].
Для решения проблемы нравственного воспитания наиболее благоприятным сенситивным периодом является младший школьный возраст. Он характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, отличающийся бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Учатся ли дети, играют ли в школьном дворе — всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные, следовательно, нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел воспитания.
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица — все это сильно повлияло на социализацию молодежи, воспитания у неё нравственных ценностей. Образование утратило свою основную составляющую — деятельность по развитию нравственных качеств личности. С одной стороны, наибольшее значение приобрело наличие материальных ценностей, с другой — в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, включающие в себя уникальность каждого ученика, его личностную стратегию развития. За последние годы государство ориентирует общеобразовательную школу, общество на воспитание подрастающего поколения как приоритетную задачу [4].
В законе Российской Федерации «Об образовании» задачи образования и воспитания интегрированы в единый аксиологический комплекс: воспитание любви к Родине, гражданственности, патриотизма, взаимопонимания и сотрудничества между народами, следование общечеловеческим ценностям, воспитание интернационализма, готовность жить в современном обществе, стремясь к его совершенствованию, формирование научной картины мира в свободном выборе учащимися взглядов и убеждений, а, следовательно, и ценностных ориентаций. Существенные изменения в их структуре, связанные со сложным процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических принципов, нередко вступающих в резкий конфликт с правилами рыночной экономики, диктуют новые, более гибкие, свободные от идеологических догм и политической конъюнктуры подходы к воспитанию и образованию молодежи.
Программа развития воспитания, в системе образования России утвержденная приказом Минобразования России определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающего поколения, определенной в «Конституции Российской Федерации», Законе «Об образовании», «Федеральной программе развития образования», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
На основе ориентиров, заложенных в «Конституции России», выделены приоритеты воспитательной деятельности и развития нравственных ориентиров личности применительно к различным типам образовательных учреждений.
Межведомственная общенациональная программа концентрирует свою деятельность в ближайшей перспективе по разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно-аналитической системы «Воспитание и развитие детей в Российской Федерации», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН, через президентскую программу «Дети России» и ее целевые программы; через моделирование воспитательных систем в условиях формирования целостного воспитательного пространства, во взаимодействии семьи и школы в структуре социализации учащихся.
Современная российская система образования вступила в новую фазу взаимосвязей с государством и обществом. Законодательные документы, относящиеся к сфере образования: «Федеральная программа развития образования, «Национальная доктрина образования», приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении образовательных стандартов» — последовательно раскрывают сущность модернизации образования в сфере воспитания нравственных критериев.
Сегодня, школа должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания и формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.
Литература:
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
- Толкачева Т. М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т. М. Толкачева. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с.
- Чепикова Л. В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Чепикова // Воспитание школьников. — 2007. — № 8. — С. 37–38.
- Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В. Т. Чепиков. — Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.