Основы духовно-нравственного воспитания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она определяет характер современного национального воспитательного идеала, систему базовых национальных ценностей, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, основные социально-педагогические условия, принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Понятие «нравственность» рассматривали С. И. Ожегов, В. А. Сухомлинский, И. С. Марьенко, М. Г. Яновская, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Л. А. Григорович.
Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда профессия «педагог» потеряла свою актуальность и престиж, когда Россия переживает один из непростых исторических периодов.
Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, те характеристики, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, личности — интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме [2, С.46]. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.
Одним из главных «факторов» результативности процесса духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. Проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остается актуальной вот уже не одно тысячелетие.
В процессе воспитания духовности у детей важную роль играет личность учителя. Подобное воспитывается подобным. Личный пример учителя — вот главное, чему верят дети. Только через личный духовно-нравственный пример учитель может раскрыть в своих учениках духовно-нравственные качества. Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам.
Педагогам необходимо сформировать у детей общечеловеческие ценности, такие как любовь к матери; патриотизм; любовь к Родине; свобода воли; добро и зло; самовоспитание; добродетель; совесть; надежда.
На базе МБОУ СОШ № 81 была проведена деловая игра «Роль учителя вдуховно-нравственном становлении личности школьника». В которой было освещение проблемы негативного изображения роли современного учителя в некоторых СМИ. Осмысление места учителя в российской системе образования, зависящего от социального запроса, от советской системы образования до наших дней. Рассмотрение главенствующей роли учителя в нравственном воспитании подрастающего поколения на протяжении истории человечества, в том числе, и в российской истории. Рассмотрение важнейших аспектов эффективного взаимодействия семьи и школы в формировании личности будущего гражданина. Определение уровня воздействия каждого субъекта социума на духовно-нравственное становление личности школьников в век информационных технологий. Рассмотрение важнейших аспектов педагогического сотрудничества учителя и учащихся в духовно-нравственном становлении личности.
Нами проведено анкетирование среди 7–11 классов о роли учителя в этом процессе. Приоритетное влияние оказывают педагоги предметов гуманитарного цикла, однако ценные нравственные качества формируются и на остальных учебных предметах.
Так же провели экспресс-диагностику, используя методику «Колесо жизненных ценностей», в ходе которой участники оценили влияние различных факторов, компонентов, субъектов на духовно-нравственное становление личности по десятибалльной шкале. Обобщенный результат был наглядно представлен в виде циклограммы.
Участникам было предложено отразить на схемах, рисунках ответы на вопросы, возникшие в процессе работы:
- Какие качества современного учителя влияют на духовно-нравственное становление личности ученика?
- Какие источники нравственного опыта включает в себя система воспитания на современном этапе?
- Какие базовые ценности необходимо формировать у современных школьников?
В перспективе нашего исследования учёт мнений администрации школы и родителей.
В заключение следует отметить, что здоровое и благополучное общество состоит из здоровых и благополучных граждан. Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути — понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию [1, С.26]. Мы планируем проведение тренингов по личному развитию (мечты, цели, планы), решение кейсов и внутренний конкурс «Личность года».
Литература:
- Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. — 2005. — № 3.
- Хуторской А. В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе. \\ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002.